Сделай Сам (Огонек) 1999-04, страница 66

Сделай Сам (Огонек) 1999-04, страница 66

весьма широк: от простейших конструкций с пластмассовой оптикой, ручной перемоткой и фиксированным фокусом до автоматических полупрофессиональных и зуммирован-ных моделей, имеющих объектив с переменным фокусным расстоянием, ■о Кроме этого, "сложные" камеры снаб-ctj жены многоэлементными линзами; 3 активным инфракрасным автофоку-^ сом, позволяющим избежать отра-жения красных бликов в глазах на 3 снимках, сделанных вспышкой; ав-

01 томатической перемоткой "туда" и

2 "обратно"; жидкокристаллическим g электронным счетчиком кадров; ав-^ тоспуском; индикатором уровня ос-^ вещенности, включающим вспышку; ^ системой DX-кодирования, подстраивающей все системы камеры под светочувствительность используемой пленки, различными творческими программами. Да, еще с помощью таких камер удается делать снимки с малого (менее 1 м) расстояния.

64 Такие камеры сами определяют яркость объекта съемки и автоматически (или по определенной творческой программе) устанавливают наилучшее соотношение диафрагмы и выдержки в зависимости от чувствительности фотопленки.

Конечно, с одной стороны, камеры с "наворотами" расширили творческие возможности фотографа, но с другой — затруднили вмешательство последнего непосредственно в процесс съемки (не каждая модель имеет возможность ручного управления). Подобные "умные" камеры очень удобны для съемки на цветные негативные пленки (большинство допущенных при съемке ошибок удается исправить при фотопечати), однако для съемки на цветные обращаемые пленки они не очень подходят. Типичный пример — съемка со вспышкой, где для по

лучения качественного слайда следует устанавливать расстояние до объекта, которое на 20% меньше расстояния, рекомендуемого для работы с цветной негативной пленкой. И еще одно замечание. Пользуясь "мыльницами", фотограф быстро теряет фоточутье и способность творить, например использовать при съемке в качестве изобразительного приема экспозицию, а ведь для слайд-сэндвичей в основном используется переэкспонированные, то есть светлые кадры. "Мыльница" же может переэкспонировать весь кадр только в случае ее "обмана", для чего придется вставить в нее фотопленку, заряженную в кассету с DX-кодом от пленки с меньшей чувствительностью, например пленку 1SO 200 поместить в кассету с DX-кодом от пленки 1SO 100. Поэтому для съемок на цветную обращаемую пленку для слайд-сэндвича лучше взять зеркальную камеру, у которой всегда можно отключить автоматику и перейти на ручное управление экспонированием. Тогда выдержку и диафрагму легко будет менять в необходимых пределах, делая слайды желаемой плотности, контраста и цветности.

Все крупные производители фототехники предлагают большой выбор специальных объективов для зеркальных фотокамер: сверхширокоугольные типа "рыбий глаз" (фокусное расстояние до 20 мм), широкоугольные (20...35 мм), стандартные (43...50 мм), телеобъективы (от 70 до 1000 мм) и другие. Отметим, что разноплановая съемка способна значительно обогатить композицию слайд-сэндвича.

Понятно, работая с одним объективом, трудно получить выразительным кадр, а взять с собой на съемку несколько объективов порой не удается. Поэтому при съемке на цветную обра-