Сделай Сам (Огонек) 1999-05, страница 30

Сделай Сам (Огонек) 1999-05, страница 30

топередаче и контрасту изображение объекта съемки. Заметим, что для получения нормально экспонированных цветных слайдов делают не менее трех дублей: один кадр снимают по экспонометру, другой - с передержкой, третий - с недо-|5 держкой на 0,5...1 деление диафрагма* мы. Как правило, один из трех "вы-: 2 стрелов" затвора попадает в цель и ^ дает качественный слайд. \о При съемке изображений для ii§ слайд-сэндвичей в зависимости от £ яркостей снимаемого объекта пере-*s держка в среднем составляет либо s Э 1 ступень диафрагмы для каждого : С из взятых в отдельности диапозити-. ^ вов, либо 2 ступени для одного из 5: них (в этом случае второй слайд остается без изменений). Если это условие выполнено, при монтаже слайды создадут диапозитив, имеющий нормальную общую плотность. Цветопередача на слайде зависит от поставленной фотографом задачи. 28 При съемке лучше всего делать несколько дублей одного и того же кадра, но с разной степенью переэкспонирования, чтобы получить кадры с различной (по убывающей) плотностью изображения. Это достигается двумя путями: увеличением продолжительности экспонирования или увеличением на 0.5...1 деление диафрагмы по сравнению с показаниями экспонометра. Понятно, чем меньше число в значении диафрагмы, тем больше открыта диафрагма и больше света попадает на светочувствительный слой фотопленки. Каким из этих способов лучше воспользоваться, в каждом отдельном случае фотограф решает сам, учитывая условия съемки, применяемую оптику, тип пленки, динамику сюжета и будущую композицию. Полностью переэкспонированные слайды необходимы для монтажа тех слайд-сэндвичей, в которых

наложение изображений будет происходить по всему полю кадра.

Во время экспонирования цветной обращаемой пленки, предназначенной для получения слайд-сэндвичей, действуют иные законы композиции и построения кадра, чем при обычной фотосъемке. Для "сэндвичей", можно сказать, стремятся получить заведомый брак. Например, при съемке кадр строят так, чтобы 2/3 или 1/2 снимка занимал совершенно прозрачный или светлый участок (чаще всего этим участком бывает небо). Подобное построение кадра с большой пустой площадью при монтаже даст возможность в широких пределах видоизменять начальное изображение. При съемке обязательно делают как вертикальные, так и горизонтальные кадры с большим пустым пространством. Ведь подобное пространство правильной или неправильной формы (его получают с помощью масок на объективе) даст дополнительные интересные варианты для составления слайд-сэндвичей. Оно поможет воссоздать восход или заход солнца, сумеречное освещение, ввести в кадр цветную радугу или необычной формы облака, букеты "фейерверков" или живых цветов.

Во время съемки старайтесь фотографировать больше объектов против солнца в контражуре. В обычной фотографии подобные снимки чаще всего относят к браку. В случае же слайд-сэндвичей присутствие черного силуэта (фигуры человека, колокольни, маяка, дерева, собора, коробля, яхты и др.) лишь украсит изображение, особенно если такой силуэт расположить на фоне огромного солнечного или лунного диска. При съемке необходимо менять объективы, а также положение основных и второстепенных объектов в кадрах, из которых будет складываться новое изображе-