Сделай Сам (Огонек) 1999-05, страница 31ние. Не забывайте и о передержке изображения. Все времена года представляют широкую возможность снять различные объекты (лесную дорогу, кору дерева, гальку на морском берегу, грубую ткань, муравейник), которые в дальнейшем при макетировании создадут необычный фон. Разнообразят сюжеты слайд-сэн-двича и нестандартные приемы съемки: нарушение цветовой температуры (несогласованность типа освещения и баланса пленки), применение различных творческих фильтров, насадок, масок и т.д. Например, очень плотный туманный полуфильтр, матовое стекло или тонкая папиросная бумага позволят изготовить слайд-сэндвичи, состоящие из двух разных изображений, плавно переходящих одно в другое. В этом случае слайды экспонируют с максимальной передержкой, чтобы изображение на них было почти прозрачным. Светофильтр помещают перед объективом в вертикальном или горизонтальном положении. Плотной половиной прикрывают ту часть изображения, которую необходимо высветлить. Экспозицию при этом не меняют. Для снижения резкости изображения по всему полю кадра используют насадки, лишь частично закрывающие входное отверстие объектива (капроновая сетка с отверстием в необходимом месте; стекло, неравномерно намазанное вазелином). Часть прибегают к помощи объективов, имеющих заметный спад резкости к краям поля изображения (ахромат, монокль). Практика съемки некоторых сюжетов Пейзаж. Это один из любимейших жанров съемки. Он часто является основой или частью сказочных и фантастических композиций, что объ ясняется многообразием и богатством цветовой гаммы пейзажа (весной, летом и осенью) и возможностью вписать в него при составлении слайд-сэндвичей различные дополнительные элементы. Поэтому снимайте в лесу, в поле, в городе, в . деревне, в горах, на море. Архитек- {$ турные памятники и их фрагменты, : отдельные стоящие дома и церкви, ^ снятые с пригорка, копны сена, мосты «в . (обычные и с поднятыми "крылья- j ми") - все они прекрасно дополнят пейзаж. Немыслим пейзаж без обла- щ j ков, луны, солнца, восходов и зака- j тов. Не забывайте вводить на перед- Щ j ний план кадра с пейзажем какую- g j нибудь "изюминку", например трепе- щ щущий на ветру одинокий лист или Э~ ветку цветущего дерева, маленькую елочку в пушистой зеленой шубке... Палитру пейзажных кадров удается разнообразить с помощью различных цветных оттененных светофильтров или цветных полуфильтров. Съемку пейзажных и дополнитель- 29 ных кадров проводят в любую погоду, не забывая, однако, оставлять часть основного кадра пустой, а часть дополнительного - несколько переэкспонировать (правда, часто только при монтаже решается вопрос, какой кадр будет основным, а какой дополнительным). Небо. Являясь основной составной частью многих пейзажных снимков, небо играет немаловажную роль в формировании композиции кадра. Оно позволяет более точно передать состояние и природы, и человека. Поэтому при съемке пейзажа старайтесь больше высветлить небо, чтобы в его прозрачную поверхность в будущем вмонтировать дополнительные элементы, в том числе и фон. Почти белесым получается небо при съемке в пасмурную погоду. При монтаже такое небо "оживляют" обла- |