Сделай Сам (Огонек) 2001-03, страница 82

Сделай Сам (Огонек) 2001-03, страница 82

покорней достигают в диаметре до 2 м, а весом бывают в целую тонну.

Особенно крупными размерами отличаются дубовые и ореховые капокорни. Из таких не одну столешницу удается сделать. Старые мастера Вятки некогда пластинами, напиленными из капокорня, оклеивали мебель. Правда, корневой кап ценится не так высоко, как настоящий, выросший на стволе или ветке дерева. Древесина у корневого капа помягче, а рисунок — попроще. Крупный капокорень характерен для берез возрастом 70...80 пет, растущих свободно — на полянах или опушках леса. Как правило, каповые березы растут чаще всего в смешанном лесу, обычно вдоль ручьев, небольших речек, возле озер и болот, причем растут они обычно не слишком близко друг к другу.

Встречается у капа двойник — су-вель. Эта древесная складка-наплыв, которая иногда образуется на месте сгиба или надлома молодого деревца. Древесина сувеля тоже достаточно крепкая. Из нее краснодеревщики делают ручки к инструментам, вытачивают кегли, крокетные шары. Отличить сувель от капа довольно просто, так как поверхность первого гладкая, а на его срезе (спиле) нет главного достоинства капа — красивой текстуры. На том же срезе видны лишь длинные и редкие зигзаги волокон.

Из капа изготавливают курительные трубки, чаши, шкатулки, портсигары, пудреницы, шахматы, ручки складных ножей, броши, футляры для очков, чернильные приборы и др. Мастер не сразу принимается за изготовление поделки из капа. Вначале наплыв выще-лочивали вгорячей воде, после чего пропаривали как следует в чугуне с деревянными опилками. И тогда бледный срез капа являл мастеру замысловатый рисунок. После этого капу давали время отлежаться на печи, просохнуть. Время сушки зависит от толщины наплыва и температуры на

гретой печки. Обычно кап готов к столярной обработке через месяц-другой. И тогда в ход шли стародедовские рубанки, стамески, сверла, но только словно игрушечные, уменьшенные.

При изготовлении шкатулки каповые дощечки подгоняют друг к другу, стараясь, чтобы у них был похожий рисунок текстуры. Весьма ответственная операция — изготовление у шкатулки деревянныйх шарниров. Нужно очень точно на соответствующих краях корпуса и крышки изделия сформировать закругленные зубцы (шипы) и углубления (пазы), чтобы зубцы корпуса как можно плотнее входили в углубления в крышке и наоборот. Тогда шарниры состыкуются без сучка и задоринки. Есть еще одна сложная операция — сверловка отверстий в деревянных шарнирах. Удобнее всего делать это тонкой стальной проволокой. Затем зачищают края шарнира, врезают замочек. И вот шкатулка почти готова. Осталось ее еще зашпаклевать, высушить, покрыть щелочным лаком. После того, как шкатулка постоит и просохнет, ее покрывают политурой, протирают спиртом и — снова «на выдержку». И опять полируют, пока дерево не станет янтарным, пока каждая прожилка текстуры не заиграет.

Попробуйте для начала сделать для своего деда трость. Трехнология проста. На металлический стержень (или трубку) попеременно надевают полые цилиндрики, выточенные из капокорня и обыкновенной березы. Чередование полос темного и светлого дерева приятно для глаза, тем более, что плотно подогнанные и вместе зачищенные и отполированные цилиндрики смотрятся, как единое целое. Венчает трость гладкая корешковая или резная березовая ручка.

От редакции. Уважаемые мастера! Ждем от вас материалов с подробным описанием технологий изготовления и отделки шкатулок и других поделок из капокорня (капа).