Сделай Сам (Огонек) 2002-03, страница 5А. Шамраев ОБРАБОТКА КАПА На стволах и на корнях березы, клена, дуба, ели, сосны и некоторых других пород деревьев нередко можно увидеть утолщения или наросты. Возникают эти наплывы в результате местного разрастания тканей. Обычно различают наплывы с гладкой поверхностью (сувели), текстура которых на спиле похожа на текстуру карельской березы, и наплывы с неровной поверхностью (капы), текстурный рисунок на срезе которых очень красив и представляет из себя замысловатое переплетение годичных слоев с разбросанными тут и там концентрическими кругами сердцевин спящих почек. Природа образования как капов, так и суве-лей пока четко не определена, но для мастера эти наплывы — ценнейший материал для работы. Заготавливают их с поваленных деревьев в местах бурелома или на лесопилках. Понятно, проще отделить от дерева наплыв в виде нароста, поэтому в дальнейшем и будем говорить об обработке именно наростов. Последние срезают с частью стволовой древесины — потом будет ясно, что убрать, а что оставить. Заготовку освобождают от всего лишнего (коры, ненужных сучков), а также удаляют смолу и гниль. Затем заготовку кипятят в 5%-ном растворе поваренной соли. Если диаметр заготовки не превышает 10 см, кипятят ее в течение часа, продолжительность подобной обработки заготовок больших размеров возрастает до 3...5 ч. Кипячение необходимо для того, чтобы сок внутри древесины прогрелся, нейтрализовался и заготовка быстрее сохла. (Кстати, полученный раствор можно использовать потом как краситель бежевого цвета для пряжи и тканей, а выпарив его, даже удается получить морилку для тонирования изделий из дерева и кости.) Далее заготовку вынимают из раствора и, не давая ей высохнуть, подвергают предварительной обработке. Влажная древесина нароста довольно мягкая и податливая, с нее также легче счищать остатки коры. При этом в процессе сушки прокипяченной заготовки вероятность появления трещин в ее тонких стенках, если они имеются, снижается. Высохнув же, древесина станет твердой и обрабатывать ее будет гораздо труднее. Приступая к работе, мастер прежде всего должен решить, изделие какого «направления» (горизонтального или вертикального) он намеревается сделать из своей заготовки. Здесь нельзя рубить с плеча. Если мастер собирается вырезать вещь вертикального направления, например, «стоячую» вазу, заготовку придется «поставить», сформировав у нее ровное дно. При этом заготовку из нароста типичной формы (типа «ежик») вероятнее всего придется резать поперек волокон. Работая над вазами, блюдами, шкатулками, приходится аккуратно сверху вниз выбрать «нутро» будущего изделия. Удаляют лишнюю древесину «на конус», используя для этого дрель, топор, полукруглые стамески. Не рекомендуется слишком сильно истончать стенки изделия, потому что дерево не любит слишком тонких стенок, стенки, кстати, даже лучше смотрятся, когда имеют достаточную толщину. Закончив предварительную обработку влажной заготовки, ее подвергают сушке. Традиционный и, пожалуй, наилучший способ сушки — поместить заготовку на длительный срок под навесом в сухом, хорошо проветриваемом месте, понятно, подальше от прямых солнечных лучей, дождя, снега, отопительных приборов. Хотя при желании ускорить процесс сушки применяют и |