Сделай Сам (Огонек) 2002-05, страница 15

Сделай Сам (Огонек) 2002-05, страница 15

При отстутствии штангенциркуля можно сделать нутромер по принципу циркуля с подвижной шкалой из металлической линейки или обрезка измерительной ленты рулетки.

Хитрость №5 (эх, лапти-тапочки мои...) Недавно прочитал, что где-то в сибирских глубинках лапти вновь входят в моду. Не знаю, от бедности это идет или по какой-либо другой причине. А ведь я еще застал лапотное дело в Оренбуржье. Сапоги тогда берегли. Надевали только по праздникам, на свадьбы. А в ходу были лапти лыковые, фигуристые. Между прочим, легкая и удобная это обувь, нога в ней не задыхается, как в сегодняшней полимерной. Народ в 30-х годах жил очень бедно. Одежку делали из холстов, которые ткали из конопляной и льняной нити. А лапти плели из липовой коры-лыка. В нашей деревне, куда мы, семья служащих, приехали погостить к папиному брату, лапти не плели, а «ковыряли», орудуя таким специальным крючком, который назывался кочады-ком. Мой двоюродный брат по секрету сообщил, что дед наш, которому было под 90 лет, еще продолжает ковырять отличные лапти, в чем я убедился потом сам. А во время работы старик любил напевать песенку: — Эх, лапти мои, папоточки А кто ж вас ковырял, Тому в зубы б наширял. Но иногда дед, сидя на низком табурете в углу под иконами и ковыряя лапоть, молчал. Как-то, наблюдая за работой деда и желая ему угодить, я запеп его любимую песенку, за что моментально получил лаптем промеж глаз, из которых брызнул такой сноп искр, что чуть избу не спалил. Почему дед, работая, иногда предпочитал молчать, я так и не узнал.

Между прочим, с нашим приездом семья деда возросла до 42 человек. Вдоль дубовых столов стояли лавки, где все и рассаживались. Дед был в обиде на моего отца за то, что мы остались безбожниками, но все-таки посадил меня за столом рядом с собой. Здесь он еще один урок мне преподал. На стол ставили миски, размером с тазик, в которых подавали первое блюдо: щи, супы, окрошки. Когда я, не ожидая конца молитвы, сунул ложку в миску, то тотчас же получил от деда деревянной ложкой прямо в лоб. Оказывается, первую ложку должен был зачерпнуть только дед, а потом уже — все остальные.

Все это я вспомнил в тот момент, когда у меня заныла нога в домашней тапочке. Сколько не покупаю их — все не могу угодить своим ногам. Размер ноги маленький, а подъем — выше некуда. Кроме того, одной парой тапочек обойтись трудно. Так, для жаркой погоды требуются летние тапочки, которые надеваешь на босые ноги, а наденешь тонкие носки — эти тапочки уже жмут, в шерстяных носках ноги и не всунешь в такие тапочки. Я подумал, а что, если лапти, то бишь тапочки, сделать безразмерными, годными на все времена года.

Подумал — и сделал. Суть безразмерное™ тапочек в том, что верх их надо выполнить не из цельного куска, а из двух половинок, соединив их обувным шнурком от ботинок. Но для шнурков требуются отверстия, а отверстия необходимо укреплять пистонами, которые в магазине я за свою долгую жизнь не встречал ни разу. Значит, надо пистоны сделать самому. Первые образцы пистонов я изготовил из алюминиевых заклепок. Просверлил сквозное отверстие в заклепке (рис. 9), вставил ее в борт тапочки, попробовал развальцевать конец заклеп-