Сделай Сам (Огонек) 2002-05, страница 37нИ газовой горелки и прилепляют к заготовке. Затем последнюю вносят в пламя горелки так, чтобы отогнутый край проволочки «смотрел» отвесно вниз в середину пламени. Расплавившееся стекло под действием сил поверхностного натяжения собирается в шарик правильной формы диаметром 2...2,5 мм. Попытка получить линзочку большего размера, увеличивая количество исходного сырья, приводит к искажению формы расплава, то есть к снижению оптических качеств линзочки. Остывший шарик проверяют на отсутствие в нем загрязнений и воздушных пузырьков. Оправой для такой линзочки служит пластинка из термопластичной пластмассы, в отверстие в которой вдавливают нагретую до температуры плавления пластмассы бусину. При этом вдавливании шарика упомянутая выше проволочка должна торчать вбок (ее отрезают после фиксации линзы). Далее оценивают размер картинки, «схватываемой» сферической линзой, и расстояние между ними. Крестик с оптической системой второго типа был несколько крупней и его оптическая система поддается разборке. Основная деталь системы — стеклянный стерженек диаметром 2,7 мм и диной около 5 мм с шероховатой (матовой) цилиндрической поверхностью {рис. 1). Один конец стерженька имеет сферическую форму и играет роль собирательной линзы. Цилиндрическое тело стерженька выполняет функцию световода. На другой конец стерженька наклеен тонкий прозрачный лепесток с изображением, которое вписывается в окружность диаметром примерно 2 мм (с этой же стороны к изображению поступает «проекционный» свет). Данный оптический узел (см. рис. 1) помещен в сквозной канал в теле крестика, где он фиксируется латунными заглушками, имеющими миллиметровые световые окошки. Приведенного описания вполне достаточно для того, чтобы скопировать оптику старинного крестика. Тем, кто владеет оборудованием для обточки и шлифовки стекла, объяснять здесь технологию изготовления стерженька излишне, прочим же интересующимся предложим собрать несколько другую оптическую систему. В процессе работы над крестиком с «гляделкой» придется выполнить три составляющих крестика: собственно крестик, оптический элемент (то есть попросту сильную лупу) и носитель изображения. Работу над крестиком оставим всецело на усмотрение мастера, полагаясь на его художественный вкус. Подскажем лишь, что здесь в качестве материала лучше всего подойдет древесина сравнительно твердых лиственных пород, имеющая привлекательную текстуру. В верхней части крестика укрепляют колечко, в которое продевают шейную цепочку. |