Сделай Сам (Огонек) 2003-02, страница 17еся гранулы остынут, воду сливают, а полученную фритту используют для приготовления глазурного шликера. Чтобы получить на основе этих фритт цветные глазури, в шликер добавляют керамический пигмент желаемого цвета, а также стабилизатор (высокоппастичную глину, као-пин или бентонит). Ниже приведены составы цветных фриттированных глазурей на основе свинцового сурика. Содержание компонентов в составах указано в % (по массе). Синяя фритта: стеклобой — 30; борная кислота — 20; сурик свинцовый — 50; кобальт углекислый (сверх 100%) — от 0,2 до 2 (в зависимости от желаемой интенсивности окраски). Черная фритта: стеклобой — 10; борная кислота — 20; сурик свинцовый — 50; доломит — 10; кобальт углекислый — 10. Молочно-белая фритта: кварц — 10; борная кислота — 20; сурик свинцовый — 50; фторид натрия — 15; оксид цинка — 3; белая глина — 2. Зеленая фритта: стеклобой — 20; кварц — 8; борная кислота — 20; сурик свинцовый — 50; оксид меди — 2; бихромат калия (сверх 100%) - 0,2. Красная фритта: кварц— 10; стеклобой — 10; борная кислота — 20; сурик свинцовый — 60; оксид кадмия (сверх 100%) — 0,2...2. Подготовку сырьевых материалов, их варку и грануляцию производят так же, как описано выше, только температура варки в этом случае пониже — 1200°С. Учтите, что многие компоненты этих фритт при варке выделяют в воздух летучие ядовитые вещества, поэтому варят фритты в вентилируемом помещении, соблюдая все правила обращения с ядами. Как я уже говорил, после варки любая фритта ядовитые свойства теряет. Полученную фритту прежде всего испытывают на совместимость с черепком. Для этого приготавливают небольшое количество глазурного шликера выбранного состава, наносят его на поверхность сформованного и просушенного пробного изделия и обжигают при той температуре, при которой в дальнейшем собираются производить обжиг. Образцы охлаждают вместе с печью (чтобы избежать резких перепадов температуры), вынимают, внимательно осматривают, отмечают все дефекты и принимают решение, нужно ли что-то менять в составе шликера или фритты. Если необходимости в корректировке состава фритты нет, ее можно изготовить в нужном количестве. Если же обнаружится, что требуется изменить состав глазури, придется повторить те же испытания, но уже с новым составом глазурного шликера. Словом, всю работу по подбору состава глазури придется проводить методом проб и ошибок. *** Существуют и другие способы декорирования керамики. Например, можно обожженное изделие раскрасить водостойкими малярными или художественными красками. Сейчас много полимерных красок для художественных и малярных работ, в том числе и водостойких. Особенно приемлемо применение таких красок для изделий, которые не предназначены для контакта с пищевыми продуктами, а проще говоря, если изделие не является кухонной, столовой или чайной посудой Такие краски могут дать и глянцевые, и матовые поверхности. Они позволяют создать богатую цветовую гамму на керамике. Хотя, конечно, долговечность такого покрытия будет ниже, чем при использовании глазурей или ангобов. |