Советы профессионалов 2010-06, страница 52РАЗГОВОР О РУССКОМ ИЗРАЗЦЕ
Одним из самых эффектных видов декоративной отделки печей и каминов являются изразцы. Более подходящего материала как по внешнему виду, так и по теплотехническим и гигиеническим показателям не найти. Именно о достоинствах изразцов и шёл разговор на телеканале «Домашний» в передаче «Дачные истории» с нашим постоянным автором статей и консультантом по «каминно-печной» тематике Владимиром Акулинским. Беседа проходила на фоне рукотворного образца воссозданного камина XIX века с применением возрождённых в мастерской АИ кузнецовских изразцов. В связи с актуальностью возрождения русского национального искусства и краткостью телеэфира мы решили продолжить эту тему на страницах нашего журнала. Исторически сложилось так, что именно изразец стал символом традиционной российской отделки печей и каминов. А само слово «изразец» имеет в настоящее время некоторое культовое значение. Ведь изразцовая печь в доме — это показатель принадлежности его хозяина к кругу людей с высоким художественно-эстетическим вкусом. Эпоха массового печного отопления в России закончилась совсем недавно: в 50-60-е годы XX века ещё «процветали» производства печных белых эмалированных гладких изразцов. Но не только в последние годы массового их производства, но и во времена расцвета изразец был всегда печным в первую очередь. Использовать его как украшение каминов начали только во второй половине XIX века. Именно в это время был сделан камин, впоследствии воссозданный в мастерской Владимира Акулинского и Сергея Иванилова. Архитектура камина явно навеяна образом русской печи, облицованной многоцветными майоликовыми изразцами. Камин стоит не у стены, он служит разделом между кухней и столовой. Если смотреть со «спины» на камин, то создаётся однозначное впечатление, что это печь. Изразцы и для камина были изготовлены на одном из заводов, принадлежащих М.С. Кузнецову, что подтверждает штамп, который находится на обратной стороне изразца. По всей видимости это был небольшой заводик или даже артель. Всё в конструкции изразцов говорит о том, что их делали «на коленке». Руколепная рум-па примазана кое-как. При изготовлении плоских изразцов явно отсутствовала форма. Просто раскатывался пласт, который обрезался в виде квадрата и к нему приделывалась румпа. При всей кустарности производства изразцов старые мастера оставили много неразрешённых задачек для современных специалистов. Несмотря на явное пренебрежение геометрией они не допускали при изготовлении изразцов провисаний и выгибов, получающихся при сушке и обжиге изделий. Некоторые конструкции изразцов так и остались загадкой. Таким способом, каким они были набиты, можно сделать один-два изразца, а это не технологично для изготовления десятков. 52 Советы профессионалов №6 ' 10 |