001. Троице-Сергиева лавра, страница 11

001. Троице-Сергиева лавра, страница 11

подвижники

ж

ш

ж

Собор Радонежских святых — история его установления восходит к середине XVII века, когда было осознано значение преподобного Сергия, восстановлены первые списки его учеников, напечатан «Канон молебен преподобным и богоносным отцем нашим игумену Сергию и ученику его Никону, чудотворцам». Празднуется Собор Радонежских святых с июля 1981 года на следующий после праздника обретения мощей преподобного Сергия день — 6/19 июля. Тогда были составлены тропарь, кондак и молитва Радонежским святым. Особая же служба Собору Радонежских святых появилась позднее. В Патерик Троице-Сергиевой Лавры входят более семидесяти пяти угодников Божьих: сам преподобный Сергий, сродники его (преподобные Кирилл и Мария. Стефан и святитель Феодор Ростовский архиепископ, племянник Сергия), ученики (в их числе Никон Радонежский, Андрей Рублев, Даниил Черный, Епифаний Премудрый), собеседники и святые иноки обители.

Собор святых учеников преподобного Сергия. Икона из Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры.

Вверху: Иосифо-Волоцкий монастырь, место заключения преподобного Максима Грека.

Внизу: Такой увидел гору Афон художник Эдвард Лир в 1857 году.

трактат «Слово к оставляющим жен своих без вины за-конныя», настроив против себя еще и князя.

А тут запылал спор заволжских старцев-нестяжателей с иосифлянами, в который он просто не мог не вмешаться. Иосифляне настаивали на внешнем бо

гатстве Церкви, ссылаясь на надобность благолепием привлекать знать. Максим решительно встал на сторону нестяжателей, противников монастырского землевладения. Из-под его пера выходит множество произведений, обличающих настоятелей-иосифлян за жестокое обращение с крепостными, ростовщичество и сребролюбие.

Этого тогдашние иерархи простить обличителю не могли. Афонца судили на двух церковных соборах — в 1525 и в 1531 годах. Неточности, обнаруженные в переводах, были вменены преподобному Максиму в вину как умышленное искажение Писания. По приговору церковного суда афонского инока заключили в Иосифо-Волоцкий, а потом в Отрочь монастырь. Но в заточении преподобный явил чудесную силу духа. Кусочком угля написал он на стене узилища прекрасный канон Параклиту (Святому Духу), который был впоследствии принят Церковью и ныне читается на праздник Сошествия Святаго Духа: «Иже манною препита-вый Израиля в пустыни древле, и душу мою, Владыко, Духа наполни Всесвятаго, яко да о Нем благоугодно служу Ти выну...»

В общей сложности четверть века провел святой афонец в заточении. Лишь за пять лет до смерти, в 1551 году, старца освободили и по просьбе почитавшего его игумена Троице-Сергиева монастыря Артемия перевели к тому в обитель. Последние годы провел здесь преподобный Максим «в великой чести и похвале» и отошел ко Господу 21 января 1556 года.

В Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры над могилой святого Максима возвышается каменный саркофаг с высеченным в камне тропарем. Засвидетельствовано немало благодатных явлений, свершившихся у гробницы преподобного.

Канонизирован Максим Грек был лишь в 1988 году, память отмечается 21 января (3 февраля по новому стилю) и вместе с Собором Радонежских святых.

Ш

ш