007. Николо-Угрешский монастырь, страница 26

007. Николо-Угрешский монастырь, страница 26

Николо-Угрешский монастырь всегда был местом ссылки для «подозрительных» лиц духовного звания. При царе Алексее Михайловиче здесь содержались старообрядцы.

мая 1666 года в Москве были расстрижены протопоп Аввакум Петров и дьякон Федор Иванов. Несколькими днями раньше расстригли попа Никиту Добрынина (Пустосвята). 14 мая 1666 года всех троих привезли в Николо-Угрешский монастырь. Везли раскольников не по основной дороге, а околицами, минуя, по возможности, деревни и села, чтобы не привлекать внимания простых людей, сочувствовавших старообрядцам, страдальцам за «старую веру».

Диакон Федор писал родственникам об обстоятельствах своего заключения: «И как привезли к монастырю

нас, взяли отца Аввакума два стрельца под руки, обвили голову ему епанчей и повели в монастырь боковыми воротами, что от рощи. При виде этого я пришел в ужас и подумал, как помню: в пропасть глубокую хотят нас сажать на смерть... И увели Аввакума: не знал я, куда его дели. Пришел полуголова и велел стрельцам взять меня так же, а голову мою рогожей покрыть... Посадили меня в башню пустую, а бойницы замазали и двери заперли». Современные исследователи полагают, что, возможно, дьякон Федор и поп Никита содержались в угловой северо-восточ-ной башне, сохранившейся по сей день. С большей или меньшей степенью точ

ности установлено и место, где сидел протопоп Аввакум: скорее всего, то был подвал под Успенской церковью. Жене, протопопице Наталье Марковне, верной своей подруге и сострадалице, писал он: «У Николы на Угреше сежю в темной полате, весь обран и пояс снят со всяцем утвержением, и блюстители пред дверьми и внутрь полаты — полуголова со стрельцами. Иногда есть дают хлеб, а иногда и щи...»

Протопоп Аввакум сидел на Угреше в течение семнадцати недель. Летом в обитель приезжал царь Алексей Михайлович. Он благоволил к Аввакуму, видел в нем яркого проповедника, которой еще мог бы послужить Церкви и государству. Но Аввакум столь яростно отвергал «никонианскую ересь», что надежд на его покаяние было мало. О посещении Николо-Угрешского монастыря царем протопоп писал впоследствии: «А как на Угреше был, тамо и царь приходил и посмотря, около полатки вздыхая, а ко мне не вошел: и дорогу было приготовили, насыпали песку, да подумал-подумал, да не вошел, полуголову взял, и с ним кое-што говоря про меня, да поехал домой. Кажется, и жаль ему меня, да видиш, Богу уш-то надобно так».

27 августа у царя родился сын Иоанн, будущий соправитель Петра I. По случаю этой радости государь повелел отпустить из угрешского заточения повинившихся Федора и Никиту (впрочем, покаяние последних оказалось «вынужденной мерой»; в 1682 году, во время стрелецкого бунта, Никита Пустосвят вновь заявил о себе как о старообрядце и был казнен на Лобном месте в Москве, а бывшего дьякона Федора еще в 1667 году отправили в Пустозерск).

Что касается протопопа Аввакума, то он в начале сентября был препровожден на новое место заключения — в Пафнутьев Боровский мо-

Боярыня Морозова посещает протопопа Аввакума в темнице.