007. Николо-Угрешский монастырь, страница 28

007. Николо-Угрешский монастырь, страница 28

труды и дни донтмт кшшго

Спасо-Преображенский собор Николо-Угрешского монастыря стал последним шедевром Александра Каминского. Над ним он трудился более десяти лет

/*\оздатель Спасо-Преображенско-I 'го собора Александр Степанович ЖИКаминский родился в 1829 году 1и/ в семье малороссийских дворян. По окончании гимназии он поступил в петербургскую Академию художеств, где наставником его был К. А. Тон, представитель романтического историзма в архитектуре, автор проекта храма Христа Спасителя в Москве. Когда Александр Каминский учился в Академии художеств, грандиозный храм этот еще строился, и Тон нередко отправлял своих студентов в Москву — надзирать за ходом работ. В роли «надзирателя» пришлось побывать и Каминскому. А старший брат его Иосиф, окончивший к тому времени Академию и живший в Москве, являлся, в отсутствие Тона, фактическим руководителем строительства храма.

В 1857 году Каминский с дипломом первой степени и золотой медалью окончил Академию художеств. В числе других медалистов он был послан в Италию для завершения образования. В Италии (по другим сведениям — в Париже) молодой архитектор познакомился с Павлом Михайловичем Третьяковым и близко сошелся

1Jfe/i

1

1

^^ ч

L ' j

k

..."

Александр Степанович Каминский с женой Софьей Михайловной (урожденной Третьяковой).

с ним. Третьякову нравились акварели Каминского — две из них он купил для своей коллекции, и сейчас они находятся в Третьяковской галерее.

В 1860 году пенсионерская «командировка» Каминского подошла к концу, и он вернулся в Москву. Бывая на правах друга Павла Михайловича в доме Третьяковых, он познакомился с его сестрой Софьей, чрезвычайно понравившейся ему. Вскоре Каминский убедился, что любовь его небезответна. Но отношения молодых людей долго оставались тайной. Даже об их помолвке не знал почти никто. Дело в том, что жених, будучи очень щепетилен, боялся, как бы его сватовство к Софье Третьяковой не было воспринято превратно. В то время среди обедневших дворян (а именно к таковым принадлежали Каминские) было принято жениться на богатых купеческих дочках. Это называлось «жениться на деньгах».

Свадьба откладывалась. Каминский хотел прежде нее получить денег за сде-

Арка Третьяковского проезда — один из самых известных проектов Каминского.

Александр Степанович Каминский с женой Софьей Михайловной (урожденной Третьяковой).

ланныи проект, поскольку иначе молодой семье было бы не на что жить, а обращаться за материальной помощью к Третьяковым он не хотел. И все-таки в конце 1862 года, незадолго до начала Рождественского поста, Александр и Софья обвенчались. По поводу этой свадьбы Софья Михайловна писала брату: «Быть может, милый Паша, ты найдешь безрассудным с моей стороны выходить замуж за человека, не имеющего ничего. Но я остаюсь при моем убеждении, что лучше жить с маленькими средствами и большой привязанностью, чем наоборот».

Войдя в семью Третьяковых, Каминский сделался в ней как бы «домашним» архитектором. Он построил особняк на Пречистенке для Сергея Михайловича Третьякова, затем совершил масштабную переделку дома зятя Третьяковых — В. Д. Коншина. Благодаря этим работам Каминский приобрел известность среди московских купцов и других знакомых семейства Третьяковых. Впоследствии он работал для Боткиных, Морозовых, Лопатиных, Охотниковых.

С 1867 года Каминский служил старшим архитектором Московского купеческого общества. По его проектам перестраивались общественные здания, строились гостиницы, больницы, частные особняки. Работал он и на поприще церковной архитектуры (ему, в частности, принадлежит проект подворья Иосифо-Волоцкого монастыря на Ильинке). В 1882 году профессиональные заслуги Каминского были оценены по достоинству: ему, вместе с А. Вебером, доверили строительство комплекса Всероссийской выставки.

Но в 1888 году на Каминского обрушилось несчастье. Обрушилось — в прямом смысле слова, поскольку несчастьем этим стало обрушение доходного