007. Николо-Угрешский монастырь, страница 27

007. Николо-Угрешский монастырь, страница 27

МОНАСТЫРЬ И МИР

настырь («Посем свезли меня паки в монастырь Пафнутьев и там, заперши в темную полатку, скована держали год без мала»). Стрелецкому полуголове, четырем стрельцам и двум денщикам, сопровождавшим его, дан был строгий наказ: «Ево вести с великим бережени-ем, чтоб он з дороги не ушел и дурна б над собою не учинил». Из Боровского монастыря Аввакума привозили в Москву, где увещевали перед лицом Восточных Патриархов, но протопоп не оставил своих убеждений: «Привезли меня из монастыря Пафнутьева к Москве, и поставили на подворье, и, волоча многажды в Чюдов, поставили перед Вселенских Патриархов, и наши все тут же, что лисы, сидели, — от Писания с Патриархами говорил много; Бог отверз грешные мое уста, и посрамил их Христос!»

После этого протопопа Аввакума держали на подворье Андреевского монастыря, вновь возили на Угре-шу, а потом отправили в Пустозерск, ставший конечным пунктом земного странствия «столпа старообрядчества». В Пустозерске Аввакум написал свое «Житие», и здесь же 14 июля 1682 года его предали лютой смерти — сожгли в срубе вместе с тремя его сторонниками, иноком Епифанием, попом Лазарем и дьяконом Федором.

«Патриарх Никон в Новом Иерусалиме», картина В. Г. Шварца. «Волком и отступником» называли старообрядцы этого патриарха.

mm

Героиня знаменитой картины В. И. Сурикова — боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова, самая преданная духовная дочь протопопа Аввакума. О ней и о сестре ее Евдокии Прокопьевне, также бывшей его духовной дочерью, он говорил: «Светы мои, мученицы Христовы!» Сюжетом картины является арест боярыни Феодосии в 1671 году и ее заточение в Боровский монастырь. Сама боярыня (лицо ее никак не давалось поначалу Сурикову) писана художником со старообрядческой начетчицы. Возле саней, с заломленными руками, идет сестра ее, добровольно последовавшая вслед за Феодосией Прокопьевной и разделившая ее муки. Вообще, «Русь старообрядческая» изображена здесь художником-сибиряком, можно сказать, выросшим среди старообрядцев, с большой симпатией. И, наоборот, единственный «отчетливо-никонианский» образ намеренно снижен — это поп в шубе с лисьим воротником, беззубо смеющийся в левой части картины. Он был написан Суриковым по памяти — с красноярского дьячка, любителя выпить и покутить. «Боярыня Морозова» (1887) — один из шедевров Сурикова.