008. Свято-Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, страница 24

008. Свято-Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, страница 24

юна жтт грлдл

Сложная задача стояла перед Никоном: для того чтобы воплотить задуманное, требовалось доказать, что это не «самочиние», а укорененная в церковной практике традиция.

Ж

Новый Иерусалим не был первым творением Патриарха Никона. Сначала он приступил к строительству Иверской обители. Видимо, Никон понимал, что идея создания храма по подобию иерусалимского (напомним, в начале XVII века такой уже хотел построить Борис Годунов) без соответствующего святоотеческого обоснования обречена на неудачу. Время — не самый добрый советчик, и Никон, уже наученный когда-то преподобным Елеазаром, в этот раз не торопился.

Он искал своему замыслу святоотеческое «алиби». И нашел его. В 1653 году Патриарх Иерусалимский прислал ему второй подарок, как бы в дополнение к подаренной когда-то, при возведении в сан митрополита Новгородского и Великолукского, модели иерусалимского храма Гроба Господня, — составленную греческим иеромонахом Иоанном Па-фанаилом книгу «Скрижаль», толкующую символику православной литур-гики, зодчества, священнических облачений и церковной утвари на основе святоотеческого наследия. К 1655 году был готов ее перевод, книга отпечатана, но до Поместного Собора за пределы Печатного двора не вышла — первый извод делали специально для Собора. Собор собрался в 1656 году, на нем устроили чтение книги, и признана она была не только «непорочной», но и «достойной удивления». Участники Собора с интересом отнеслись к труду, где привычным вещам возвращалось их изначальное сакральное значение: открывалось, например, что алтарь есть образ небесного святилища, горнего неба и даже престола Троицы, в то же время знаменующий собой неко-

Спева вверху: С восточной стороны Воскресенский собор больше всего напоминает свой прототип.

Слева: План модели храма Гроба Господня в Иерусалиме.