008. Свято-Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, страница 25

008. Свято-Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, страница 25

святыни

торые места земной жизни и подвига Спасителя.

Законы иконописи на Руси были хорошо известны, но «Скрижаль» давала возможность увидеть все внове: впервые подробно объяснялось, что даже священные предметы, не говоря уже о внутреннем устройстве храмов, при канонически правильном исполнении несут в себе таинственное, но реальное присутствие первообразов. Становилось понятно, что законы иконографии можно распространить на всю церковную практику — особо ценное для Никона понимание, которое он очевидно желал привить на Руси, поскольку сам пришел к нему еще в юности. Замыслам его мешала излишняя осторожность окружающих. Ему самому «Скрижаль» помогла четче сформулировать, что же такое он, собственно, задумал сотворить.

Для Никона важно было, что подобие первообразу возможно, если этот первообраз явлен в описуемом облике. А Горний Иерусалим («Новый Иерусалим» из Откровения Иоанна Богослова) описан весьма приблизительно. Образом его является в мире земном Палестина, Святая Земля, неслучайно называемая «обетованной», поскольку знаменует собой обещанное верным во Христе Царство Небесное. Получается, что земная Палестина — промысли-тельное отражение Царства Небесного на земле. И ее с первообразом отношения строятся по тем же законам, что и с прообразом у любой иконы. Следовательно, сама Палестина — икона Небесного Царства. А иконы издревле принято копировать!

Теперь Никону ничто не мешало изготовить «список» с этой пространственной иконы, никто не мог обвинить его в заносчивости и кощунстве, как когда-то царя Бориса. Никакого самоволия — наоборот, следование традиции, укорененной в православной практике.

Оставалось лишь найти подходящую «доску». И почти сразу после одобрения Собором «Скрижали» место такое было найдено — впрочем, с этого мы и начали наш рассказ.

Список иконы — не обязательно абсолютная копия. Воскресенский собор Нового Иерусалима лишь с юга (со стороны местного Вифлеема) в точности повторяет иерусалимский прототип,

ШШНШШ)

Есть свой «список» Нового Иерусалима и в Казани, на высоком холме правого берега озера Средний Кабан. «Полный тезка» подмосковной «иконы»: казанский Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Только именовали его еще и Новым Эдемом — именно так называли холм задолго до устроения обители. Основана обитель митрополитом Казанским и Свияжским Лаврентием II, ставленником Никона, в 1665 году, в подобие подмосковному Воскресенскому монастырю. Интересно, что до монастырского погоста на холме находилось булгарское кладбище, и каменные плиты тех времен лежали здесь еще в начале XX века. А архиепископ Казанский и Свияжский Филарет (Амфитеатров, сер. XIX века) запомнился тем, что первым стал допускать на монастырское кладбище татар, приходивших поклониться своим предкам. Своим вниманием и заботой, не различавшими племен и вер, он стяжал добрую память и среди мусульман. В конце XIX века прямо посреди монастыря был устроен пчельник в 200 ульев. До наших дней сохранился монастырский парк XVIII века, на центральной аллее которого растет самая старая в Казани тридцатиметровая веймутова сосна, толщиной в три обхвата, посаженная в 1767 году.

Казанский Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь.

в остальном довольно ощутимо от оригинала отличаясь. Изразцы, которыми он в изобилии был украшен (после ремонта по проекту Варфоломея Растрелли их стало куда меньше — многое было просто уничтожено), формируют праздничную яркость и разноцветие, причем преобладающий в изразцовом убранстве растительный орнамент соответствует краскам подмосковной природы. «Список», созданный Никоном, убран под русский «оклад».

В общих чертах «список иконы» Горнего Иерусалима был закончен при Никоне — монастырь обнесли деревянной, но — оградой, с восемью башенками, главный вход сделали с востока и над ним поставили надвратную церковь Входа Господня в Иерусалим.

Монастырь замыслен и воплощен как город. Холм к востоку от собора (а, стало быть, Поклонная гора для подъезжающих со стороны Москвы), названный Елеонской горой, действительно напоминает сильно уменьшенную копию Елеона. Главный собор для входящих через Святые ворота как бы вырастает из-под земли куполами Кон-стантино-Еленинской церкви, и хотя никаких подземных церквей в «оригинальном» Иерусалиме нет, сходство с пестрым ближневосточным городом явлено именно в центральном храмовом комплексе. А река Истра возле обители по ширине и по виду является почти точной копией Иордана, у скита Никона совершенно «совпадая» с местом Крещения Господня.

¥ 25

ё

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Назовите известные вам православные монастыри

Близкие к этой страницы