008. Свято-Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, страница 26

008. Свято-Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, страница 26

ниион и р т\

Общецерковной канонизации Святейшего Патриарха Никона мешает та роль, которую он сыграл в деле книжной справы и изменения обрядов: слишком велик урон от трагического раскола, последовавшего за тем. И слишком прочно, казалось бы, связан он с именем Никона. Однако — так ли это на самом деле?

Необходимость упорядочивания книжной справы и обрядов ко временам Никона была ясна многим. Совершенно очевидны были расхождения с современной греческой церковной практикой, уже в XV веке кипели горячие споры об «аллилуйе» и «посоленном хождении» (т.е. по солнцу или против обходить церковь). Именно тогда в Русской Церкви утвердилась мысль о том, что чистое православие после Флорентийской унии

(1439) и падения Византии осталось только на Руси.

На упорядочивание справы и обрядов обращали особое внимание «ревнители благочестия». Собор 1654 года решил в основу исправления положить древние харатейные (рукописные) славянские и греческие книги. Однако в древних славянских книгах надо было уметь разобраться. А туг еще идея Руси как оплота Вселенского православия, посетившая и царя, и Патриарха...

Решили «справлять» по печатным греческим и славянским требникам, выходившим в Венеции,проигнорировав их униатское происхождение. Дело осложнялось тем, что справщики порой либо плохо понимали греческий, либо, если справу вели греки, — русский. Например, в результате справы из церковнославянского (да и из русского) пропало слово «омразишася», будучи заменено менее четким «омрачишася» (греческий эквивалент имеет корень «мерзость», а вовсе не «мрак»).

То же касалось и обрядов — в жертву греческой современности было принесено то, что русские усвоили от греков при святом князе Владимире. Двоеперстие (у греков когда-то сменившее единоперстие) за те семь веков, что прошли с его приятия Русью, у греков поменялось на троеперстие под влиянием борьбы с несторианами. Короче стали греческие богослужебные чины, поменялись некоторые важные песнопения. Больше всего изменений произошло в литургии: так, семь просфор на проскомидии заменили пятью; да и сама печать на просфорах поменялась — вместо «исконного» восьмиконечного креста был введен четырехконечный, общий для греков и католиков.

Святейший Патриарх надеялся, по всей видимости, на то, что касалось это не вопросов вероучения, а лишь обрядовой, внешней стороны христианства, и не хотел замечать растущую волну неприятия нововведений достаточно большой частью мирян и клира. Поглощенный целиком реализацией своих замыслов, он, похоже, переставал порой видеть живых людей за идеями, и если идея ему перечила, легко расставался со вчерашней дружбой. С началом реформ былые товарищи

Протопоп Аввакум. Миниатюра XVII века.