008. Свято-Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, страница 29ктичша щтНовый Иерусалим занимает совершенно особое место в истории русского искусства. С ним связан особый расцвет изразцового производства и усвоение русскими мастерами секретов производства полихромных изразцов. Иерусалимские постройки облицованы цветным мрамором. На Руси своего мрамора во времена Никона не добывали, и Патриарху пришлось думать, чем его заменить. Ответ нашелся неожиданно: в гончарной мастерской Валдайской Ивер-ской обители белорусский мастер Игнатий Максимов наладил производство изразцов. Изразцы на Руси умели делать и до этого, ценились они очень дорого, но в Иверском монастыре впервые были изготовлены изразцы не монохромные, а пятицветные. Фрагменты изразцового декора. Никон собрал в мастерской строящегося Нового Иерусалима лучших мастеров-керамистов, перевел с Валдая Игнатия, князь Трубецкой прислал Степана Полубеса, а возглавил дело Петр Заборский, прибывший из Вильно. Проблема с мрамором, таким образом, решилась — то, что стало получаться, поражало современников даже больше, чем мрамор. Изготовление изразцов было делом сложным, многое требовалось знать и уметь: разбираться в сортах глины, ее подготовке и обработке, уметь изготовить глазурь и нанести рисунок. Нико-новы мастера стали применять взамен прозрачной зеленой глазури, знакомой Изразцовая икона в нише крепостной стены. уже давно, глухие эмали белого, желтого, синего и зелено-бирюзового цветов, а пятый цвет на красной глине давала желтоватая прозрачная глазурь. Наряду с плоскими изразцами для облицовки гладких поверхностей в мастерской Нового Иерусалима делали объемные детали карнизов, балясин, колонн, наличников и даже иконостасов. При оформления монастыря было применено больше полусотни типов изразцов. Изразцы украшали барабаны церковных глав, изразцовые «пояса» тянулись вокруг собора, объемные изразцовые наличники обрамляли окна. Иконостасы не только были украшаемы изразцами — для церквей монастыря здесь же были изготовлены семь уникальных изразцовых трехъярусных иконостасов. Завораживающая картина, создаваемая переливами цветов на фантастических по красоте изображениях райских трав, ангелов и зверей, превращали величественные сооружения в радужное чудо. Но ничто не вечно. Монастырские здания перестраивались, изразцов после переделок становилось все меньше. То, что осталось теперь, — лишь малая часть былого великолепия. Но и этого вполне достаточно, чтобы представить себе, что здесь было задумано. |