011. Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь, страница 25святыни МП Схима (буквально это слово переводится с греческого как «образ», «вид») — особое монашеское облачение. Различают схиму великую и малую — соответственно монашеским степеням. Монах малой схимы принимает обеты: целомудрия, нестяжательства и послушания. Монах великой схимы (или великого ангельского образа) дает обет отречения от мира и всего мирского. Облачение схимонаха, сравнительно с обычным монашеским одеянием, дополняется куколем (остроконечным капюшоном с двумя длинными полосами, закрывающими спину и грудь) и аналавом (четырехугольным платом с изображением Креста Господня и других знаков страдания Спасителя, носимым на груди). Иеросхимонах (то есть священник-схимонах) сохраняет право священнодействовать. А вот монашествующие, облеченные какой-либо властью (игумены, архимандриты, епископы), приняв схиму, должны устраниться от управления монастырем (игумены и архимандриты) или епархией (епископы). Кроме того, схи-епископ лишается возможности совершать литургию. Возникло схимонашество на Ближнем Востоке в V веке, когда император, дабы упорядочить отшельничество, приказал пустынникам поселиться в монастырях. Тогда пустынники-анахореты, приняв вместо отшельничества затвор, стали называться монахами великой схимы. В настоящее время затвор для схимонахов необязателен. князем Дмитрием Донским). Именно так, кстати, объяснял происхождение креста настоятель Спасо-Прилуцкого монастыря К. П. Победоносцеву, посетившему обитель в 1891 году. Вероятно, здесь произошло смешение двух разных историй, и на самом деле во второй части предания о кресте, «принесенном в Вологду преподобным Димитрием», речь идет о том кресте, который святой установил на месте, выбранном им для устройства монастыря (он, естественно, впоследствии был утрачен). Собственно Киликийский крест был создан в первой половине XVI века. Это запрестольный выносной восьмиконечный крест, сделанный из дерева и покрытый позолоченной басмой (тонким слоем металла с тисненым узором). Согласно летописному свидетельству, в 1552 году игумен Спасо-Прилуцкого монастыря Арсений носил этот крест в Москву для моления перед Казанским походом Ивана Грозного. С обеих сторон Киликийского креста находится восемьдесят четыре изображения двунадесятых праздников и святых, вырезанных из кости. Как полагают искусствоведы, некоторые из этих резных миниатюр вдохновлены искусством иконописца Дионисия. Другой уникальный предмет, поступивший в Вологодский музей-заповедник после закрытия Спасо-Прилуцкого Справа: Покров с гроба прп. Димитрия Прилуцкого, вложенный в монастырь Василием III и его женой Еленой Глинской. Дальняя справа: Покров с гроба прп. Игнатия Прилуцкого (XVII в.). монастыря, — покров с изображением преподобного Димитрия, предназначенный для его гроба. Он относится к первой четверти XVI века, а вложили его в обитель Василий III и его вторая жена Елена Глинская, молившиеся у мощей преподобного о даровании им сына. Было это в декабре 1528 года, при игумене Мисаиле. Шитье на покрове выполнено шелком, свиток в руке преподобного, нимб и крест — серебряными нитями. Еще более «роскошный» (но с исторической точки зрения — менее ценный) покров на гроб преподобного Димитрия вложил в обитель во второй половине XVII века боярин Илья Данилович Милославский. Этот покров не только расшит шелковыми, серебряными и золотными нитями, но и украшен жемчугом. Также хранится в Вологодском музее покров с мощей преподобного Игнатия Прилуцкого, датируемый второй половиной XVII века. Преподобный Игнатий изображен на нем в рост, в облачении схимонаха, поскольку в день своей смерти он был пострижен в схиму игуменом Спасо-Прилуцкого монастыря. |