012. Нило-Столобенская пустынь, страница 15

012. Нило-Столобенская пустынь, страница 15

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

Справа: Купол с остатками росписей XIX века.

Справа внизу: Колокольня Богоявленского собора.

более рассчитан на восприятие с воды или с берега Селигера. Издалека он предстает взору наблюдателя во всей красе. «Изнутри монастыря» оценить его довольно трудно, поскольку здесь нет необходимого для этого простора. Впрочем, неплохой вид на собор открывается и от ворот обители.

Внутреннее убранство Богоявленского собора отличалось особым великолепием. Так, в главном алтаре находился серебряный престол в три пуда весом. Царские врата тоже были серебряные, чеканные, весом в десять пудов. Поражало тогдашних паломников и бронзовое вызолоченное паникадило в сто двадцать свечей с барельефами трех Лиц Пресвятой Троицы, ангелов, двунадесятых праздников, пророков и апостолов. Иконы были украшены серебряными позолоченными окладами. Вероятно, крестьянин-богомолец, впервые попавший в Нило-Столобен-скую пустынь, должен был чувствовать примерно то же, что чувствовали в свое время посланцы равноапостольного князя Владимира в константинопольском Софийском соборе.

Естественно, устроение такого интерьера потребовало немало времени и сил. Прошло еще много лет после окончания «чернового строительства» собора, прежде чем он приобрел законченный облик. И, по большому счету, в состоянии «классической завершенности» Богоявленский собор пребывал очень недолго — каких-нибудь несколько десятков лет. Сразу после революции за него взялись большевики, разграбив и разорив его подчистую. Разграбление происходило очень быстро. Ведь это строить трудно. Ломать — легко. Только сейчас, после нескольких лет упорного труда реставраторов, соборный храм Ниловой пустыни становится похож на самое себя столетней давности.

Единый комплекс с собором составляет колокольня — отдаленно напоминающая колокольню Петропавловской крепости. С нее открывается захватывающий вид на монастырь и окрестности. Озеро Селигер — как на ладони.

Справа: Купол с остатками росписей XIX века.

j

. /

WmH 1ш

til

iiy

(jSjJg^Hpr A