012. Нило-Столобенская пустынь, страница 6

012. Нило-Столобенская пустынь, страница 6

ИСТОРИЯ

mm

Икона «Богоявление (Крещение Господне)» (вторая половина XVI века) из собрания Третьяковской галереи.

Святое Богоявление (Крещение Господне)

Собор Нило-Столобенской пустыни освящен в честь одного из самых значимых событий в христианской истории — Богоявления (Крещения Господня). В тридцать лет, достигнув возраста, необходимого для учительства, Иисус Христос пришел на реку Иордан, чтобы креститься от Иоанна Крестителя. Иоанн призывал людей к покаянию и погружал пришедших в воду (собственно, по-гречески «крещение» и есть «погружение»), что символизировало очищение от грехов. Евангелисты доносят до нас разговор, произошедший между Предтечей и Спасителем. Предтеча, вразумленный от Бога, понял, Кто пришел к нему, и в недоумении сказал: «Мне надо креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» На это Спаситель ответил ему кротко: «Так надлежит нам исполнить всякую правду», — подчеркнув тем самым необходимость исполнения каждым человеком всех Божественных установлений. Когда же Христос выходил из воды, «отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него». И прозвучал с небес голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Итак, Спаситель крестился от Иоанна Крестителя, и в воспоминание об этом

событии был установлен праздник Крещения Господня, который Русская Православная Церковь отмечает 19 января. Почему же мы говорим еще и о Богоявлении? Потому что, когда Христос выходил, приняв крещение, из воды, не только Сам Он явился Иоанну Предтече и окружающим как Сын Божий, но явилась вся Святая Троица, что подчеркивается в тропаре на Богоявление Господне: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троиче-ское явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, воз-любленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе».

церковь — также деревянная — в честь Покрова Пресвятой Богородицы (1622). Тринадцатью годами позже пришлось возвести и новый Богоявленский храм, поскольку старый сгорел. Существенно пополнились в это время ризница и монастырская библиотека.

В 1665 году Нило-Столобенской пустыни довелось пережить суровое испытание — случился пожар, в котором сгорели дотла все постройки. Но очень скоро иноки поняли, что пожар этот имел для обители благодетельное значение. Когда началась закладка нового (на сей раз, каменного) Богоявленского собора, были обнаружены нетленные мощи прп. Нила Столобенского. Это событие произошло 27 мая 1667 года.

После обретения мощей святого внимание богатых жертвователей и простых паломников к монастырю удвоилось, что позволило отстроить заново сгоревшие храмы и хозяйственные здания. К началу XVIII века Нило-Столобенская пустынь подошла вполне благоустроенной. В 1764 году обитель стала одной из немногих, причисленных к первому классу. Очевидно, свою роль в этом сыграло недавняя канонизация преподобного Нила (она состоялась в 1756 году).

Уже в XVIII столетии Нило-Столобенская пустынь была едва ли не самым почитаемым монастырем во всем Верхневолжье. Братия монастыря прославилась в округе своим трудолюбием и богобоязненностью, а паломники особенно любили обитель за то, что здесь сохранился дух древних монастырей, а также и за долгие, благолепные богослужения. Показательно, что социальный и имущественный состав паломников был самый пестрый: на богомолье в Нилову пустынь шли и ехали как крестьяне, так и аристократы и представители интеллигенции (например, в 1820 году в обители побывал Александр I, а четвертью века позднее достопримечательности монастыря осматривал великий русский драматург Александр Островский).

Согласно правилу, установленному в 1766 году, каждый из тех, кто приходил в Нило-Столобенскую пустынь с намерением принять постриг, должен

Так выглядел монастырь в начале XX столетия.