015. Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, страница 12подвижники «Попущением Божиим сотворишася дому архиерейскому скудость... и уже вся та, чем дому архиерейскому пита-тися, от нас отнята суть: оскудевше убо во всем». Со всем тем, для себя лично святитель Димитрий не желал никаких благ. В своем духовном завещании он говорит о себе: «Не стяжах имения, кроме книг святых». И это действительно было так. Не только скромным, но и прямо аскетическим называют образ жизни свт. Димитрия ростовские предания и текст его жития. Согласно этим источникам, он часто молился, лежа на полу с крестообразно раскинутыми руками, устраивал в крестовой палате архиерейского дома особые трапезы для увечных, поучаясь у них терпению в перенесении телесных скорбей. На первой и последней неделях Великого поста он вкушал пищу всего один раз, а находясь летом в загородной архиерейской резиденции, нарочно изнурял свое тело, подставляя его комарам. В ночь на 28 октября 1709 года владыка скончался. Смерть застала его, когда он, стоя на коленях, молился. Митрополита отпели в Успенском соборе, а после этого его тело почти целый месяц находилось в церкви Спаса на Сенях. Хоронить владыку ожидали митрополита Стефана (Яворского). Будучи друзьями, митрополит Ростовский и митрополит Рязанский дали друг другу слово, что тот из них, кто умрет раньше, будет погребен другим. Таким образом, погребение состоялось лишь 25 ноября. Тело святителя, согласно его последней воле, предали земле в юго-западном углу Зачатьевского собора Яковлевского мо настыря. Гробницу украсила эпитафия, сочиненная митрополитом Стефаном: «Вси вы Ростова града людие рыдайте, пастыря умершего слезно поминайте, Димитрия владыку и Преосвященна, митрополита тиха и смиренна». На этой иконе святитель изображен с Вато-педским образом Богоматери, которым его благословили в свое время родители. Сейчас Ватопедская икона Владычицы — одна из самых чтимых святынь Спасо-Яковлевского монастыря. шдаш «Книга житий святых» (Че-тьи-Минеи), работе над которой святитель Димитрий Ростовский посвятил более двадцати лет своей жизни, стала его главным трудом. Составление подобной книги было вызвано насущной необходимостью. Юго-западная Россия (то есть территория современной Украины) долгое время находилась под сильнейшим католическим прессом. В частности, католики «нападали» на православных святых, указывали на их «неисторичность», чем многих вводили в смущение. Кроме того, большинство рукописных житийных сборников оставалась в монастырях, захваченных в первой половине XVII века униатами, так что у православных не было к ним доступа. И, наконец, необходимо учитывать тот факт, что, соприкасаясь на протяжении длительного периода с «латинской» культурой, православные отчасти утратили доверие к рукописным источникам. В этой ситуации составление и издание «Книги житий святых» явилось настоящей победой православной агиографии. «Книга житий святых» святителя Димитрия состояла из четырех томов, выходив ших с 1689 по 1705 год. При работе над каждой статьей, входившей в «Книгу», святитель пользовался несколькими источниками. В свои Четьи-Минеи он включил некое подобие справочного аппарата (ссылки, исторические справки). Столь серьезный подход обеспечил «Книге житий» удивительное долголетие — ценность ее лишь возрастала с течением времени.
|