015. Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, страница 11

015. Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, страница 11

подвижники

видимости, подсказал Петру возможных кандидатов на Сибирскую кафедру. Ими стали архимандрит Димитрий и епископ Переяславский Захарий (Кор-нилович). Обоим царь повелел явиться в Москву не позднее начала февраля 1701 года. Святитель Димитрий прибыл в столицу 10 февраля, а уже 23 марта состоялась его хиротония. Но из-за распутицы и болезни он так и не выехал в Сибирь, а жил в московском Чудовом монастыре. В итоге на Тобольскую кафедру — при участии свт. Димитрия — был поставлен Филофей (Лещинский), а его самого в 1702 году назначили митрополитом в Ростов, где только что скончался владыка Иоасаф (Лазаревич). В Ростов святитель приехал 2 марта, на второй неделе Великого поста. Первая проповедь, произнесенная им в Успенском кафедральном соборе, произвела на ростовцев большое впечатление. Митрополит сказал, что пришел «не да послужите ми, но да послужу вам... не себе угождати... но о всех пользе пе-щися, всем спасения тщательно искати, о всех молитися».

Сам же свт. Димитрий, в свою очередь, был впечатлен масштабами невежества, царившего в епархии. Среди священнослужителей он нашел пьянство, нерадение об исполнении своих обязанностей, необразованность. Миряне же («каков поп, таков и приход») оказались в подавляющем большинстве своем грубы и злы. Было единственное средство к исправлению этой ситуации — надлежащее обучение. И в 1702 году митрополит открыл в Ростове трехклассную школу, устроенную по западнорусскому образцу (а те,

По преданию, основой для этой гравюры послужил прижизненный портрет свт. Димитрия.

Вверху слева: Киево-Печерская Лавра на открытке начала XX века. В этой обители будущий митрополит Ростовский в течение некоторого времени исполнял послушание братского проповедника.

Вверху справа: Вид Ростовского кремля (финифть). Работа неизвестного мастера XIX века.

в свою очередь, устраивались в подражание иезуитским коллегиям). Хотя рассчитана она была преимущественно на детей священников, принимали в нее и выходцев из других сословий. Обучение было бесплатным. К сожалению, просуществовало это выдающееся

учреждение всего три года, поскольку Монастырский приказ счел, что на нее уходят слишком большие средства.

Увы, в материальном отношении положение Ростовской кафедры оставляло желать лучшего. Яркой иллюстрацией тому может служить ответное письмо свт. Димитрия митрополиту Иову, который в декабре 1708 года прислал в подарок ростовскому владыке полбочки рыбы: «Не имам чим воздать, убог сый; молю богатого в милости Христа, да Он воздаст». Лукавства в ответе святителя мы заподозрить не смеем — его прямота и честность общеизвестны. Ситуация и вправду была очень тяжелой. В 1701 году, испытывая острую нужду в средствах из-за войны со Швецией, Петр I восстановил Монастырский приказ, имея целью жестко контролировать церковные доходы. В Ростове этот контроль усугублялся конфликтом свт. Димитрия со стольником Монастырского приказа Воейковым. Последний не оставлял в покое митрополита, постоянно писал на него доносы — особенно по поводу столь «затратной» школы, затеянной владыкой. При этом важно отметить, что святитель, несмотря на крайне бедственное положение архиерейского дома, не отягощал духовенство своей епархии излишними налогами. При нем они остались на уровне предыдущего периода. Таким образом, он мог с полным правом воздыхать о своем положении:

JhftiZ ftp г.-п.1 я j'o[>0fft роыюлп.КнЛаКЧ'И!.

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Кто такой иоасаф печерский?

Близкие к этой страницы