015. Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, страница 8кроткий ттш Сведения о святителе Иакове скудны и полулегендарны. Однако предание донесло до нас, что епископ был кроток и мягок сердцем. Именно из-за собственной кротости пришлось ему покинуть Ростов Великий и обосноваться на его окраине. Ж жизни основателя Спасо-Яков-1%левского монастыря известно до %1обидного мало. Древнее житие W его не сохранилось — его не знал уже святитель Димитрий Ростовский, составлявший в начале XVIII века Че-тьи-Минеи. Современные агиографы стали черпать информацию из службы свт. Иакову Ростовскому. Но, дошедшая до наших дней в списках XVI— XVII веков, она была частью составлена путем заимствований из службы святителю Вуколу, епископу Смирнско-му, а частью — из службы святителю Стефану Сурожскому. В результате обстоятельства жизни свт. Иакова не только не прояснились, но еще больше запутались. Но и по тем скупым сведениям, которые имеются у нас, видно, что свт. Иаков был личностью незаурядной, достойным продолжателем дела первых ТГ9ПЛГН9Н Тропарь святителю Иакову Ростовскому, глас 4 Избран от юности Богови быв, / святителю Иакове, / сего ради ар-хиерёйства саном почтён, / упасл есй люди, яже тебе Богом вручён-ныя. / Тёмже и по преставлёнии / чудёс даров&ния от Бога приял есй / исцеляти разлйчныя недуги. / Моли о нас, совершающих честную память твою, / да тебе непрестанно величаем. Икона свт. Иакова, епископа Ростовского, из местного ряда иконостаса Зачатьевского собора Спасо-Яковлевского монастыря. святителей Ростовских — в частности, свт. Леонтия, чрезвычайно почитаемого в Ростове. Согласно местным преданиям, будущий епископ родился в крестьянской семье и в молодых летах принял постриг в маленьком Копырском монастыре, находившемся неподалеку от Ростова. Впоследствии он стал игуменом этого монастыря и пребывал им в течение длительного времени. Была ли в его жизни какая-то промежуточная ступень между игуменством и Ростовской кафедрой, мы не знаем. Известно, что епископом Ростовским он был поставлен в 1385 году. Несмотря на свои достоинства, святитель окормлял свою паству сравнительно недолго. В 1389 году у него случился конфликт с ростовцами. Как доносит до нас предание, он вступился — как некогда Сам Христос — за некую «княгиню» (по другим сведениям — «жену»), уличенную согражданами в прелюбодеянии. Ростовский князь присудил ее к смертной казни. Ища защиты, она обратилась к епископу. Увидев, что женщина раскаивается в своем грехе, он простил ее и отме- |