015. Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, страница 6

015. Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, страница 6

ИСТОРИЯ

в «увольнениях» в город. Они допускались только в случае необходимости, с разрешения монастырского начальства, — и то лишь на время между дневной трапезой и вечерним богослужением (от полудня до четырех часов дня).

Хозяйство обители было поставлено отменно. В середине XIX века послушники и монастырские работники возделывали два огорода, где произрастали самые разные овощи — вплоть до цветной капусты и бобовых, — а также зелень (петрушка, салат, шпинат). Имелся внушительных размеров сад с яблоневыми, вишневыми и сливовыми деревьями. «Садово-огородные» припасы позволяли сделать разнообразной даже постную трапезу, и в монастыре никогда не жаловались на скудость рациона. Немало закупалось и рыбы. Так, в 1852 году Спасо-Яковлевская обитель приобрела для своих нужд около 170 пудов свежей рыбы. Это были и дорогие сорта (стерлядь, белуга, осетр), из которых приготовляли праздничные блюда, и самые простые, для повседневного (исключая постные дни) питания, — окунь, карась, плотва. Что касается напитков, то в описываемое время чай, ставший позднее непременным спутником монашеского отдохновения, еще не вытеснил таких исконно-русских напитков, как квас, сбитень, медовуха. Все это приготовлялось в монастыре в изрядных количествах.

В 1888 году Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь вновь перешел из синодального управления в епархиальное, став резиденцией викарных епископов. Настоятелями его, соответственно этому статусу, отныне были архиереи.

К началу XX века обитель подошла в цветущем состоянии. Она была богата и необычайно популярна среди

Зачатие святой Анны

Спасо-Яковлевский монастырь в 1905 году.

Вид на Спасо-Яковлевский монастырь. Фотография 1989 года.

он получил свое современное название — Спасо-Яковлевский Димитриев. За полтора века был пройден головокружительный путь — от небольшого монастырька, не имевшего ни одного каменного храма, до крупнейшей в епархии и шестой в общем списке русских монастырей обители.

Но даже при максимально расширенном штате мест для всех желающих поступить в Спасо-Яковлевский монастырь не хватало. На сохранившихся прошениях о приеме в монастырь очень часто можно увидеть резолюцию: «Отказать за неимением мест». «Вакансия» открывалась только в случае смерти насельника или его перевода в другой монастырь.

Устав Спасо-Яковлевский монастырь имел общежительный. Ограничены были монахи и послушники и

Первый храм Яковлевского монастыря был освящен в честь Зачатия святой Анны. Событие это Церковь вспоминает 22 декабря (по новому стилю). В кондаке праздника поется: «Празднует днесь вселенная / Аннино зачатие, / бывшее от Бога, / ибо та породи / паче слова Слово Рождшую». Праведные Иоаким и Анна были бездетны до старости. К скорби, которую они испытывали от этого, прибавлялась иная скорбь — насмешки и ругательства окружающих, так как в ветхозаветном обществе бездетность считалась позором. Однажды священник даже не принял от Иоакима дары, принесенные им в храм, сочтя, что он недостоин приносить жертву Богу. Опечаленный Иоаким решил не возвращаться после этого домой, а поселиться где-нибудь в пустыне и там скорбеть о своих грехах. Праведная Анна, узнав, какому гонению подвергся ее муж, стала молить Бога, чтобы Он даровал им дитя. И вот обоим явился Ангел и возвестил, что у них родится Дочь, Которую благословят все люди. Поспешив навстречу друг другу, праведные Иоаким и Анна встретились в Иерусалиме, где и родилась у них Дочь — Пресвятая Дева Мария.

Встреча Иоакима и Анны. Икона конца XVI столетия из собрания Музея имени Андрея Рублева.