015. Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, страница 9

015. Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, страница 9

подвижники

Успенский собор в Ростове Великом. Святитель Иаков стал первым епископом Ростова Великого, похороненным не в кафедральном соборе, а в Яковлевском монастыре.

нил княжеский приговор. Надо отметить, что свт. Иаков имел на это право. В Древней Руси компетенция церковного суда была чрезвычайно широка. И дела о прелюбодеяниях как раз под нее попадали. Странно даже, что князь стал выносить в этом случае какие-то приговоры (впрочем, всегда надо иметь в виду, что в описании столь давних событий позднейшие авторы могли допустить неточность). Как бы там ни было, приговор был отменен, а свт. Иаков обратился к ростовцам, цитируя речение Христа: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень».

Неизвестно, забросали ли каменьями ростовцы прелюбодейку, однако на епископа они взъярились и прогнали его из города. Исходу святителя из города сопутствовало чудо: «Исходя из града, прииде на озеро и, сняв с себе мантию свою святительскую, положи ю на воде, таже знаменався крестным знамением, ста на мантии своей и по-плове по озеру к месту, идеже ныне во имя его нарицается Яковлевский монастырь; мантия святому Иакову бе ла-диею, веслом же молитвы его святыя и незлобие пастырское».

На берегу озера свт. Иаков устроил себе небольшую келью и стал жить в уединении и молитве. Надо сказать, что ростовцы вскоре раскаялись в своей горячности и принялись просить епископа вернуться на кафедру. Он простил свою неразумную паству («бе бо незлобив духом и кроток сердцем»), но вернуться отказался. Возросший в маленьком тихом монастыре, архиерей чувствовал, что ему тяжела святительская ноша, требовавшая активного участия в светских делах.

Вскоре к епископу стали приходить люди, почитавшие его. Иные шли ради духовной беседы и благословения и потом возвращались домой, другие же оставались и строили себе кельи. Выросла на месте этого «стихийного монастыря» и церковь — в честь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы. 27 ноября 1392 года святитель мирно скончался в основанной им обители.

гшм

Авторское название этой картины Василия Дмитриевича Поленова — «Кто без греха?». Но цензор, курировавший XV Передвижную выставку, заменил его на более строгое «Христос и блудная жена». Изначально у цензуры были весьма серьезные сомнения относительно возможности показа этого полотна на выставке. Все сомнения одним махом разрешил Александр III, купивший картину.

Евангельский цикл, созданный Поленовым, живо интересовал публику. В нем художник трактовал образ Христа в духе времени — выводя на первый план человеческое в Нем и как бы затушевывая Божественное. Именно поэтому и сомневался цензор. И, в общем-то, сомнения его были оправданными. Картина «Христос и грешница», появившись на выставке, вызвала нездоровую ажитацию в среде «прогрессивной общественности». В. Вересаев, отражая реакцию на нее тогдашней молодежи, писал: «Картина дает такого Христа, каким мы Его теперь только и можем мыслить, не Бога, а человека с огромной душой».

Картина «Христос и грешница» (1888) кисти В. Д. Поленова.