017. Свято-Юрьев монастырь, страница 14ПУТЕВОДИТЕЛЬ нападок, необходимо отметить, что в его время еще не существовало идеи сохранения и реставрации памятников древнерусского искусства. Выцветшим росписям древних соборов никто не придавал того значения, о котором заговорили позднее. Русская икона и русская фреска были «открыты» лишь в начале XX века. Именно в это время стали предприниматься первые попытки их научной реставрации. Подобная ситуация была характерна не только для России, но и для Западной Европы, где, скажем, к итальянским «примитивам» относились весьма снисходительно вплоть до начала XX века. Таким образом, архимандрит Фотий сделал то единственное, что мог сделать, — украсил собор новыми росписями, «приличными общему виду». Тем более что тогда не было никаких средств для сохранения старинной фресковой живописи. А фрески Георгиевского собора находились в очень плохом состоянии из-за влажности и перепадов температур — как «обыденных» (богослужения и климат), так и «экстремальных» (пожары). Нам жаль древних фресок. Но если бы Фотий не взялся за капитальный ремонт Георгиевского храма, то, возможно, последний и вовсе не дожил бы до наших дней. Трещины в его стенах были ужасающими. Арки и своды грозили обрушиться. Фотий же «привел стены и своды в совершенную прочность, кровлю перекрыл, поставив железные стропила» (цитируем архимандрита Макария (Миролюбова)). В 1845 году главы Георгиевского собора были покрыты медными, «через огонь позлащенными листами». В 1898—1902 годах проводилось последнее до революции обновление храма. Тогда «фотиевские росписи» сбили и заменили новой живописью по цементной штукатурке. Работы вели мастера из артели М. Н. Сафонова. Росписи сафоновской артели интересны, прежде всего, тем, что в них отразился характерный для рубежа XIX—XX веков взгляд на древнерусское искусство. Живопись эта вызвала у современников большое одобрение. «Новгородские епархиальные ведомости» от 1902 года сообщают об «идейном и эстетическом благолепии» нового внутреннего убранства Георгиевского собора. Первая научная реставрация собора относится к 1933— 35 годам. Она проходила под руководством М. К. Каргера, принявшего решение «очистить» храм от позднейших элементов (был убран иконостас XVIII века, сломана паперть). В 1951—52 годах проводилась следующая реставрация, в 1979 году собор исследовался с точки зрения особенностей строительной техники, использовавшейся при его возведении. Уже в наши дни Георгиевскому собору пришлось пережить пожар, нанесший большой урон его внутреннему убранству. Сейчас здесь идет реставрация, которую планируют вскоре завершить. Вверху слева: Остатки фресок XII века в северо-западном барабане Георгиевского собора. Вверху справа: Вид росписей собора до пожара. |