022. Свято-Троицкий Макарьево-Желтоводский монастырь, страница 10

022. Свято-Троицкий Макарьево-Желтоводский монастырь, страница 10

ШЩШ мшыр&й

За свою долгую жизнь прп. Макарий основал три обители. Самые известные из них -Макарьево-Унженский и Макарьево-Желтоводский монастыри.

Преподобный Макарий, основатель Макарье-во-Жептоводского монастыря.

Ж быкновенно указывают, что маль-1%чик, прославившийся впослед-% 1ствии как преподобный Макарий W Желтоводский и Унженский, «похвала и утверждение всей Российской земли», родился в Нижнем Новгороде в 1349 году. Встречаются в некоторых источниках и другие даты его рождения, однако 1349 год — самая вероятная из них.

Житие преподобного представляет нам его родителей как благочестивых посадских людей, долгое время не имевших детей и моливших Господа о даровании чада. Молитва их была

таидон

Тропарь Макарию Желтоводскому, Унженскому, глас 5

Днесь град твой Галич тобою хвалится, / в концёх бо его пресвёт-ло, / яко вёлие солнце, возсиял есй / и чудесы твоими, преподобие Макарие, вся озарил есй. / И ныне молйся Господеви / избавитися душам нашим от прёлести вражия / и спастйся граду твоему от поганска-го наития.

услышана — у них родился сын. Как назвали долгожданного ребенка — неизвестно. История сохранила для нас лишь иноческое имя преподобного.

Согласно агиографическим источникам (а ситуация с ними в случае прп. Макария довольно запутанная), мальчик вел себя необычно с самого младенчества. Он начинал плакать, когда церковный колокол ударял к утрене, обедне или вечерне, а успокаивался только тогда, когда его приносили в храм. В этом родители преподобного увидели особое благословение Божие.

Когда прп. Макарию было двенадцать лет, он тайком ушел из отцовского дома в Вознесенский Печерский монастырь, незадолго до того основанный прп. Дионисием. Уход этот подготавливался отроком давно, но только он долго не мог решить: возможно ли сочетать любовь к Богу и любовь к родителям. Когда он размышлял об этом, для него особым образом прозвучали слова Евангелия: «Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин и не может быти Мой ученик» (Мф. 10, 37). И мальчик решился. Придя к прп. Дионисию, он смиренно обратился к нему: «Господине, будь ко мне милостив, причти мя убогаго ко святому избранному тобою стаду!» Но настоятель, видя перед собой совсем еще юного отрока, не хотел принять его. Он ласково отвечал ему: «Поверь мне, чадо, трудно и прискорбно носить иго монашеского жития. Ты еще весьма молод. По моему мнению, невозможно тебе переносить постнические труды и терпеть напасти от бесовских козней. Заботясь о тебе, страшусь, дабы вместо спасения души не возлюбил ты чего-нибудь мирского, тобою теперь оставляемого, и не почел бы правый путь спасения тяжким и строптивым».