022. Свято-Троицкий Макарьево-Желтоводский монастырь, страница 14

022. Свято-Троицкий Макарьево-Желтоводский монастырь, страница 14

hp

и

н

s ^

о

PQ W b

С

Б6ЛЛЯ МЖ НЛД ВОЛГОЙ

Последние несколько столетий Волга настроена враждебно к Макарьево-Желтоводскому монастырю. Ее воды подтапливают низкий берег, на котором он стоит. Но без Волги, протекающей под белыми стенами монастыря, вид его был бы совершенно иным.

саято-тронцкнн ссжор

Архитектурный ансамбль Макарье-во-Желтоводского монастыря складывался в основных своих чертах на протяжении очень недолгого времени, в 1651—77 годах. Это, как указывают искусствоведы, обусловило особую цельность комплекса монастырских строений.

Соборный храм, освященный во имя Святой Троицы, является смысловой и архитектурной доминантой ансамбля обители. Он строился в 1651—58 годах (иногда встречается другая дата окончания постройки собора — 1664 год). Таким образом, мы имеем право связать это строительство с именем Патриарха Никона (до 25 июля 1652 года — митрополита Новгородского). Неизвестно в точно

сти, какую именно роль сыграл Патриарх в возведении каменных храмов Макарьево-Желтоводского монастыря (деньги на ведение строительных работ монастырь, во всяком случае, черпал из собственных — ярмарочных — доходов). Но мы знаем о сугубо личном отношении Первоиерарха к Желтоводской обители. В отрочестве и ранней юности он жил здесь в послушниках, и, безусловно, весь строй здешней жизни оказал большое влияние на становление его личности.

Архитектурное решение Троицкого собора подтверждает его соотнесенность с концепцией храмового зодчества, активно внедрявшейся Никоном, — строить «по старине», шатровых завершений отнюдь не употреб

лять, а в качестве образца иметь перед мысленным взором Успенский собор Московского Кремля. Именно на него ориентировались и строители Троицкого собора Желтоводского монастыря. Предполагают обычно, что руководил возведением каменных храмов обители «подмастерье каменных дел» Максим Апсин, родом москвич.

Заказчики соборного храма проявили известную амбициозность: для своего времени собор очень велик. И хотя он не превосходит размерами Успенский собор (это могло быть чревато — даже в XIX веке монастырям приходилось расставаться с одним-двумя ярусами своих колоколен, если

Слева: На этой фотографии хорошо видно, что пятиглавие Троицкого собора сдвинуто к востоку.

Внизу: С иконостасом и фресками, величественными даже в столь бедственном состоянии, хорошо сочетается пол собора, сложенный из грубых каменных плит.