022. Свято-Троицкий Макарьево-Желтоводский монастырь, страница 15

022. Свято-Троицкий Макарьево-Желтоводский монастырь, страница 15

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

они выходили выше колокольни Ивана Великого), но все-таки на аршин больше Спасо-Преображенского собора Новгородского кремля, не дошедшего до наших дней.

Высокий, пятиглавый (пятиглавие несколько сдвинуто к востоку), с тремя алтарными апсидами, Троицкий собор производит неизгладимое впечатление. Снаружи, в сущности, сложно понять, насколько он велик. Благодаря своей пропорциональности он выглядит величественным, но не подавляюще-ог-ромным. И полное представление о его размерах можно получить, лишь войдя внутрь. Скорее всего, впечатление высоты и простора создается здесь во многом благодаря тому, что собор пока еще не благоустроен в полной мере. Пятиярусный, устремленный ввысь иконостас и расчищенные от побелки, но еще не отреставрированные фрески — вот что определяет «внутреннее звучание» Троицкого собора. Больше почти ничего здесь нет. Особенной красотой, красотой трудно возрождающейся святыни, сияет убранство собора в солнечные дни, когда лучи, падая через высокие окна, выхватывают из полумрака фрагменты иконостаса и потускневших от времени и варварского обращения фресок.

Фрески Троицкого собора — уникальный памятник монументального искусства своего времени. Создавались

■ВкГ-^ДРР'

Ж

1г15ш

■/аыйЫ^ИИуА-'ГТ^ "

bj -р

НИч

они вскоре после постройки соборного храма. К сожалению, они еще не изучены в достаточной мере, но какие-то очень общие вещи сказать о них можно. Предполагают, что работала над ними артель костромских мастеров. А костромская школа, как известно, именно в это время переживала период наивысшего расцвета. Даже сейчас, когда фрески находятся в удручающем состоянии, в них нетрудно обнаружить некоторые особые черты, присущие именно костромской школе. Это, прежде всего, декоративность и дробность изображений (храм изнутри как бы

Вверху слева: Фреска «Христос Пантокра-тор (Вседержитель)» в куполе собора.

Вверху: Фрески Троицкого собора расположены рядами, причем каждый из этих рядов сравнительно невысок, что характерно для монументальной живописи XVII века.

Слева: Новый пятиярусный иконостас Троицкого собора.

опоясан «лентами» изобразительных рядов), использование ярких красок, динамичность сюжетов.

В 1859 году рухнул центральный купол Троицкого собора. Произошло это не из-за каких-то просчетов, допущенных при его строительстве, а из-за того, что Волга на протяжении многих десятилетий неустанно подмывала берег, на котором находился монастырь. Именно после этого случая было принято решение об упразднении монастыря — сочли, что оставаться здесь братии небезопасно.

Когда монастырь возобновили в качестве женской обители, в Троицком соборе начались масштабные реставрационные работы, завершенные к 1912 году. Купол восстановили. Кроме того, стены собора получили дополнительные росписи — эти росписи, правда, значительно уступали фрескам XVII века.