023. Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь, страница 27

023. Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь, страница 27

МОНАСТЫРЬ И МИР

ку Веру (Победимскую). Избрание, а не назначение игумении, произошло в истории монастыря впервые. Само избрание кажется данью времени. Впрочем, матушка Вера (Победимская) недолго управляла обителью — в 1922 году ее арестовали и приговорили к десяти годам заключения.

После революции хозяйство монастыря почти распалось: капитал конфисковали, земля под огородами отошла на общем основании. Правда, по словам игумении Веры, в последние годы революции наблюдалось значительное повышение религиозного чувства в народе, чем объяснялся приток пожертвований — в 1920-е годы! — которыми монастырь покрывал расходы. Тем не менее, общая трапеза в мона

стыре прекратилась, так как не стало продуктов и хлеба.

Многие насельницы из крестьян ездили в деревни, чтобы привезти ка-кие-нибудь продукты, а некоторые и совсем уезжали к родным — помочь дома и прокормиться самим. Уезжали только послушницы, из постриженных монахинь не уехала ни одна. За 1918—1919 годы умерли 19 насельниц, раньше за такой срок умирали два или три человека.

Отсутствие средств к существованию и натиск властей не оставляли монахиням другого выхода, кроме получения трудовых книжек работниц союзов вышивальщиц и огородниц. Некоторые из монахинь с удивлением увидели в книжках свои мирские имена.

В 1929—32 годах на колокольне была мастерская художника-конструктора В. Е. Татлина. Здесь он занимался сборкой орнитоптера-махолета «Летатлин», который, впрочем, так и не взлетел. А на втором ярусе сохранились фрески художника Романа Семаилкевича.

Игумения Вера тоже стала советской служащей; она работала в похоронном отделе коммунального хозяйства и была председателем домового комитета. «Монастыря нет, есть домовый комитет», — вздыхала матушка Вера.

К 1920 году положение в монастыре несколько улучшилось. Кроме работы на свои союзы, монахини брали частные заказы по шитью и по вышиванию, это давало возможность жить. Уехавшие сестры начали возвращаться в монастырь, но многим временно отказывали, — их негде было разместить. Сестры старались поселиться рядом с монастырем, а в 1922 году к ним присоединились и остававшиеся в Москве монахини: обитель была окончательно закрыта.

Водосвятная чаша. Серебро. 1581 год.

Оклад Евангелия. Скань. XVI век. Все ценности монастыря в советскую эпоху отошли музею.