023. Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь, страница 26

023. Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь, страница 26

ш шшишьщир тщ\\щ

В трагические моменты истории Новодевичья обитель никогда не оставалась в стороне от страданий и чаяний народа. Не стали исключением и годы Первой мировой войны, и «раннесоветская» эпоха.

8началом Первой мировой войны Новодевичий вместе с другими монастырями Москвы содержал в Покровской общине лазарет для раненых, причем на долю Новодевичьего, как одного из самых богатых в то время монастырей, приходилась довольно большая часть расходов. Когда из хирургической Мартыновской клиники обратились с просьбой о помощи, насельницы пошли туда медицинскими сестрами и сиделками. В свободные от монастырских послушаний часы сестры шили по кельям солдатское белье, собирали посылки на фронт.

После Октябрьской революции Новодевичий монастырь испытал на себе всю жестокость новой власти. По воспоминаниям монахинь, не окончилось еще московское восстание, как в монастырь явилась группа вооруженных людей. Все они были с винтовками, с которыми не умели обращаться, держали себя очень грубо и требовали, чтобы им показали монастырские запасы. Когда им сказали, что никаких запасов уже не существует, обыскали обитель.

Однако вскоре советская власть поняла, что монастырь можно использовать по-другому. И Новодевичий, как и многие другие монастыри России, был превращен в общежитие для советских служащих. Игумения с некоторыми монахинями поселилась в прежней больнице, остальных сестер сильно «уплотнили».

Весной 1918 года освобожденные таким образом помещения монастыря заняли более двухсот слушателей курсов Наркомпроса. Каждые два месяца одна партия сменялась другой. Ворота, ранее наглухо закрывавшиеся в семь часов вечера, стояли открытыми целый день, и в них входили и выходили в любое время дня и ночи. По словам монахинь, курсисты совершенно не считались с ними. Часто в то время, когда в монастыре шла служба, «жильцы» голосили под бренчание балалаек.

Последняя перед упразднением обители в 1922 году игумения Вера (Победимская).

После «уплотнения» в больничном корпусе жила игумения. А в 1939—1984 годах — историк-реставратор П. Д. Барановский.

К лету 1919 года докучливые соседи ушли из монастыря, так как им было далеко добираться до центра города на учебу.

Тогда часть зданий заняли типографские рабочие, около трехсот человек. В трапезной устроили гимнастический зал, в бывшей игуменской — ясли. Несмотря на это, отношения между монастырем и рабочими установились очень хорошие. Они жили тихо, большинство из них ходило в церковь. Охотно принимали участие в монастырских праздниках, помогали готовить площадку для торжественного богослужения перед собором.

В начале 1919 года монастырь реорганизовали в православное братство, которое вступило во владение монастырским имуществом. Братство насчитывало более тысячи человек и объединило живших здесь рабочих, двести монахинь и оставшихся верными прихожан. В совет братства вошли игуменья, рабочий и огородник.

В 1919 году монахини переизбирали игумению. Вместо назначенной в 1908 году Леониды (Озеровой), которой было уже 82 года, избрали матуш-