028. Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь, страница 20

028. Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь, страница 20

«1М т веш зрящим и дивящил\ея...»

В 1572 году, при перенесении Владимирской-Волоколамской иконы Божией Матери в Иосифов монастырь, произошло чудо вразумления маловера, «по свежим следам» записанное очевидцем.

Рассказывают, что еще задолго до основания Волоколамского монастыря местные крестьяне слышали на этом месте колокольный звон. Трудно судить о достоверности этих рассказов, вполне возможно, что это лишь «благочестивое предание», но

успел перед смертью покаяться и причаститься. Благодаря молитве преподобного Иосифа он ожил, исповедовался, причастился Святых Тайн и только после этого отошел в мир иной.

Наконец, широко известно чудо с явлением некоему «препростому»

Петре», описанное в «Сказании о принесении иконы Пречистыя Богородицы Владимеръскыя». В нем рассказывается о некоем слуге Мал юты Скуратова, хулившем Пресвятую Деву и преподобного Иосифа и наказанного за это. «Человеку же некоему Петру именем, слузе

ч 1 -Of*

предание это показывает, во всяком случае, благоговейное отношение местных жителей к святой обители.

Вообще, житие преподобного Иоси фа гораздо менее наполнено чудесами чем жития других святых. Основное внимание уделено в нем устройству мо настыря, хозяйственной и молитвен ной жизни братии. Известно, однако что при жизни первоигумен был почи таем, в частности, и за то, что по молит ве его Господь излечивал бесноватых, освобождая их от действия нечистого духа. Далее, хорошо известен эпизод с воскрешением юного князя Иоанна, сына волоколамского князя Бориса, споспешествовавшего преподобному Иосифу в устройстве монастыря. Иоанн скончался скоропостижно и не

Клейма иконы «Преподобный Иосиф Волоцкий с житием» (1697):

Вверху слева: Прп. Иосиф молится об оживлении молодого князя Ивана.

Вверху справа: Преподобный Иосиф исцеляет бесноватого.

иноку Виссариону белого голубя на плащанице, несомой преподобным Иосифом. Когда преподобный Иосиф узнал об этом видении, он возымел надежду, что «не оставит Бог места сего».

Что касается более поздних событий, происходивших в Иосифо-Волочком монастыре, то среди них наибольшую известность получило «чюдо о диаке

оного христолюбивого мужа Григория, шествующу во обитель долгый той путь со образом чудотворныя иконы, неволею послану сущу и неверием одержи-му бывшу. И во уме помышления не-подобныя и бесовьския приимающу, и хулныя помыслы, и укоризны на святое место, и на началника обители Пречистыя преподобнаго старца Иосифа. Да хульныя словеса безчинно глаголити, иако же невегласи творят».

Когда икону встречали в монастыре и с молитвами переносили в храм, «он же убо человек глаголемый Петр, христолюбиваго вельможи Григория слуга, входя во святую соборную церковь Владычицы нашеа Богородицы честнаго и славнаго Ея Успения, рука-ма деръжа чюдотворъную ону икону