028. Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь, страница 22мртаие WHFL Лркосолий. Термин этот употребляется для описания погребальных сооружений в виде арочных ниш, устраивавшихся в стенах катакомб или храмов. На Руси аркосолии были распространены на протяжении всей древнерусской эпохи. Подобные погребения можно встретить, например, во многих монастырских соборах. Часто аркосолии устраивали над раками с мощами святых. Мощи преподобного Иосифа покоились под спудом на протяжении долгих столетий. Обретение их состоялось уже после возвращения монастыря Церкви.Главное достояние и главная святыня любой обители — мощи подвижников, подвизавшихся в ней. И братии, и паломникам отрадно чувствовать, что угодники Божии пребывают в монастыре не только молитвенно, но и зримо — своими мощами. Для Иосифо-Волоцкого монастыря такой главной драгоценностью являются мощи преподобного Иосифа, основателя обители. Долгое время они ниходились под спудом. Весьма познавательно свидетельство об устройстве гроба преподобного, оставленное в описи 1760 года: «На гробе Чюдотвор-ца Иосифа рака медная вызолочена. На раке на особой цке написан образ Чю-дотворца Иосифа, венец сребренной сканной золочен с разным финифтом... Около Чюдотворцева гроба решетка железная раскрашена с подзоры луженая, по углам четыре яблока железныя пустыя сквозныя... Еще над гробом же вне церкви сень деревянная манерная столярной работы, вызелена и разными красками раскрашена, глава и крест вызолочено». Обретены и исследованы мощи прп. Иосифа были совсем недавно, уже после возвращения монастыря Церкви. Первый шаг к обретению честных мощей преподобного был сделан в кон- Рака с мощами прп. Иосифа Волоцкого в нижнем храме Успенского собора. Сень в Успенском соборе над местом, где честные мощи прп. Иосифа пребывают летом. це 2001 года, когда группа специалистов осмотрела место захоронения. Уже этот осмотр показал, что необходимо особое лабораторное исследование, проведение которого благословил в начале 2002 года митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим. Как вспоминали его секретари, Т. Л. Александрова и Т. В. Суздальцева, «владыка не давал археологам специального задания «обретать мощи». Более того, он даже не благословлял делать отдельный шурф на месте погребения — говорил, что раз место почитается, как захоронение преподобного, оно этим уже свято... Однако самим ходом работ была продиктована необходимость копать именно в этом месте. И только после месяцев полутора колебаний, сомнений, а главное, молитв, он дал благословение продолжать исследования этого раскопа». Погребение прп. Иосифа находилось в аркосолии южной стены Успенского собора — то есть именно там, где, согласно монастырскому преданию, оно и должно было находиться. Скелет сохранился почти полностью, за исключением нескольких мелких костей. Исследователям удалось почти наверняка установить, какой болезнью страдал перед кончиной прп. Иосиф. В житийных источниках находим, что он «во многой немощи лежал», «внешние очи у него, как у патриарха Исаака, не видели», «братья же носили его к каждой службе и клали в сокровенном месте, а он уже и сидеть не мог», «к себе не велел никого пускать, кроме великой нужды, и весьма изнемогал». |