028. Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь, страница 25святыми Гавриил, Иоанн Предтеча, да Иоанн Богослов, а на исподнем поле апостоли Петр и Павел». Второй иконой был «Шестоднев-ник», «а третиа икона все святыя, да складни путные, обложены серебром, Рублева писма, на одной половине образ Пречистыя со Младенцем, да Иоанн Богослов, а на другой половине мученик Христов Никита, да Никола чюдо-творец, да первомученик Стефан». В 1572 году в обитель поступила икона, ставшая почти на триста пятьдесят лет одной из главных ее святынь. Речь идет о Влади мирской Волоколамской иконе Божией Матери. Ее вложил в монастырь печально известный Ма-люта Скуратов. В «Сказании о принесении иконы Пречистыя Богородицы Владимеръская» говорится: «Бысть некто вельможа от царъскыя полаты славен и богат зело. Велию веру имея к Богу и Пречистей Богородицы и преподобному Иосифу чудотворцу. Милостыню многу творяше игумену и братии. И обет свой положи Пречистей Богородице воздвигнути церков камену на Святых вратех во имя Сретения иконы Пречистыя Богородицы Владимеръскыя. И преже основания церкви послал местную икону Пречистые. Ея ж украсил златом и сребром, и бисером, и многоценным камением, и чюдными кресты, и монисты, и злотые чепи. И Венец Ея чюдне украси, яко дивитися всем зрящим сиянию чудного того образа Богородична... И обет свой хотя исполнити, в лето 7080 (1572) месяца февраля в 26 день посылает чюдотворный той образ от веси и села своего от града глаголема Вязмы во обитель Пречистые реченнаю Иосифов монастырь». «Сказание» дает нам немало ценных сведений. Во-первых, мы видим, что Мал юта собирался построить в Иоси-фо-Волоцком монастыре церковь. Во-вторых, сообщается точная дата посылки иконы. И, наконец, указывается, откуда она была послана («от града глаголема Вязмы»). 1572 год был тяжелым годом для Малюты Скуратова. Незадолго до этого скончалась, так и не успев стать женой Ивана Грозного, дальняя родственница Малюты Марфа Собакина, через которую он надеялся упрочить свою близость к трону. В 1572 же году была ликвидирована опричнина. И, возможно, все это стало потрясением для верного пса государева, подвигшим его к обетам и вкладам в «чюдотворцеву обитель». Остается два неясных момента. Почему Малю-та прислал икону «от града Вязмы»? И почему он так и не построил Сретенскую надвратную церковь? Вязьма была в 1570-е годы, во время Ливонской войны, своего рода «военной базой». Здесь собирались полки, уходившие на запад. Малюта, занимая должность «дворового воеводы», был, очевидно, в Вязьме по делам службы. Отсюда он с государевым войском выступил в поход. 1 января 1573 года он погиб в бою, и поэтому просто не успел осуществить своего намерения возвести в Иоси-фо-Волочком монастыре надвратный храм. Заслуживает внимания тот факт, что похоронен был Малюта Скуратов, согласно приказанию Ивана Грозного, именно в Волочкой обители. Царь дал в монастырь «по холопе своем по Гри-горье по Малюте Лукьяновиче Скуратове» вклад в 150 рублей — сумму более чем значительную. А Владимирская-Волоколамская икона, дарованная монастырю одним из самых известных злодеев в русской истории, прославилась впоследствии чудотворениями и весьма почиталась в обители и ее окрестностях. После ре-волкщии ее — вместе с другими замечательными иконами (и, в частности, с «Троичей Ветхозаветной» работы мастера Паисия) — вывезли из монастыря. Сейчас Владимирская-Волоколамская икона находится в Центральном музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева. Список с древней иконы в нижнем храме Успенского собора. Троица Ветхозаветная, икона начала XVI века работы мастера Паисия. Эта дивная икона разделила судьбу Волоколамского образа Божией Матери и экспонируется сейчас в ЦМиАР. |