028. Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь, страница 26нмгородш еретики В конце XV века на Руси появилась ересь жидовствующих. Распространившись сначала в Новгороде, вскоре она пришла и на Москву, отравив придворные круги. К искоренению ее прп. Иосиф Волоцкий приложил немало сил.1479 году новгородцы, пытаясь отстоять свою независимость от московского князя, пригласили U к себе «на кормление» киевского князя Михаила Олельковича. В его свите в Новгород прибыл еврей Сха-рия, врач. Именно он стал родоначальником ереси жидовствующих, под знаком борьбы с которой прошло все последнее десятилетие XV века и начало века XVI. Веру свою жидовствующие держали в тайне, и из-за этой глубокой конспирации судить о ней мы можем, лишь опираясь на полемические писания тогдашних богословов. Одним из ярчайших памятников такого рода является «Просветитель» Иосифа Волоцкого. Очевидно, ересь жидовствующих входила в русское общество двумя Детинец в Великом Новгороде. Вид с противоположного берега Волхова. путями. Первый путь — рассчитанный преимущественно на лиц духовного звания — жесткая ориентация на букву Ветхого Завета. На Руси в то время еще не было полной церковнославянской Библии, и это сыграло на руку жидов-ствующим. Они постоянно упирали на «непреходящую ценность» Ветхого Завета, его неотменимость. И это сбивало определенную часть русского духовенства с толку, ведь из Евангелия всем было известно, что Христос пришел «не нарушить закон, а исполнить». К людям светским ересь оборачивалась своей «гуманистической» стороной, соблазняя их астрологией и прочей экзотикой, а также возмож ностью религиозного свободомыслия. Говоря о тех, кого жидовствующие хотя и не смогли увлечь своими «ветхозаветными штудиями», но все-таки поколебали в вере, прп. Иосиф Волоцкий пишет: «Ихже видяху благоразумных и писания божественныя ведящих, тех еще в жидовство не смеюще приводи-ти, но некия главизны божественнаго писания Ветхаго же Завета и Нова-го накриво сказующе и к своей ереси прехытряюще, и баснословия некия и звездозакония учаху, и по звездам смотрити и строити рожение и житие человеческое, а писание Божественное презирати, яко ничтоже суще и непотребно суще человеком...» |