028. Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь, страница 29

028. Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь, страница 29

МОНАСТЫРЬ II МНР

последних. Будучи обвинен Собором 1525 года в ереси и сношениях с турками, преподобный Максим был заточен в Иосифо-Волоцкий монастырь, где его содержали в чрезвычайно суровых условиях, лишив приобщения Святых Тайн и запретив писать. «Меня морили дымом, морозом и голодом за грехи мои премногие, а не за какую-нибудь ересь», — свидетельствовал узник. Этим дело не кончилось. На Соборе 1531 года ему выдвинули новое обвинение — в порче богослужебных книг, после чего сослали в Тверской Отрочь монастырь, где, правда, жилось ему уже несколько легче. В общей сложности в заточении святой афонец провел четверть века; свободу он получил только в 1551 году, уже при Иване Грозном, за пять лет до своей кончины. В 1988 году Максим Грек был канонизирован Русской Церковью.

Освободившееся после преподобного Макси ма место в тюрьме Волоцкой обители занял другой «религиозный преступник» — князь-инок Вас-сиан Патрикеев (Косой), осужденный тем же Собором 1531 года. Удалив с исторической сцены этого лидера тогдашних нестяжателей, митрополит Даниил одержал новую политическую победу. Впрочем, по иронии судьбы, и ему пришлось испытать участь своих противников — в конце 1530-х годов Даниил попал в немилость, был вынужден отказаться от митрополичьей кафедры и тоже оказался в ссылке в родном монастыре.

Из тех, кто прошел через заточение в Иосифо-Волоцкой обители, упомянем и царя Василия Шуйского (1552— 1612). Это был опытный политик, не гнушавшийся интригами, предательствами и заговорами. Известный факт: получив в 1591 году поручение провести в Угличе следствие по делу об убийстве царевича Дмитрия, он сформулировал результаты следствия в выгодном для Бориса Годунова ду

хе, «доказав», что царевич погиб в результате несчастного случая, а не был убит. Спустя 14 лет, решив поддержать Лжедмитрия I, князь поменял свои показания, заявив, что царевич Дмитрий чудесным образом спасся. Но уже через год Василий Шуйский возглавил

гословения Божьего; нет счастья земле!» 19 июля заговорщики, дабы окончательно лишить Василия Шуйского возможности претендовать на трон, добились его пострижения в монахи. Более трех месяцев бывший самодержец содержался в Иосифо-Волоцком

Вверху: Убиение царевича Дмитрия. Строгановское и Слева: Портрет Лжедмитрия I.

заговор против приблизившего его Лжедмитрия I. Устроивший кровавую расправу над самозванцем князь тут же был возведен приверженцами на трон.

Но царствование его оказалось несчастным. Русь раздирала Смута, и противоречивые действия новоиспеченного царя вскоре вызвали всеобщее возмущение. Участь оказавшегося меж нескольких огней правителя была решена. «Вот три года — четвертый сидит Василий Шуйский на царстве, — говорили бояре народу на Красной площади 17 июля 1610 года, в день отречения царя Василия, — неправдой сел, не по выбору всей земли, и нет на нем бла

монастыре, а в конце октября польский гетман Жолкевский, направлявшийся под Смоленск, забрал его с собой в качестве пленника. Василию Шуйскому пришлось быть свидетелем взятия поляками древнего русского города, а после этого пройти через страшный позор — король Сигизмунд велел везти его за собой в Варшаву, где бывшего царя заставили униженно кланяться польскому королю и целовать ему руки. Спустя год Василий Шуйский скончался в неволе. Лишь в 1635 году останки несчастного царя по просьбе Михаила Федоровича перевезли в Москву и погребли в Архангельском соборе Кремля.