028. Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь, страница 28узилищеМногие русские монастыри в разное время использовались властями в качестве места ссылки и заточения. Выступала в этой роли и Иосифо-Волоцкая обитель, причем ее узниками были достаточно известные деятели отечественной истории.Любопытно, что сам преподобный Иосиф Волоцкий, чья обитель не однажды становилась тюрьмой для виднейших деятелей русской истории, весьма критически относился к активно утверждавшейся в начале XVI века практике изоляции людей, признанных еретиками, в монастырях. Такая практика вела, по сути, к превращению монастырей в своеобразную разновидность тюрьмы. В послании к великому князю И^ану III «на еретика Кленова» позиция преподобного сформулирована совершенно четко: «На всех, Государь, соборех по проклятии еретиков посылали в заточение, да сажали по темницам, а не в монастыри посылали их; и который восхощет по-каятися, ино ему возможно и в темни-ци каятися». Тем не менее, критикуемую преподобным Иосифом практику, с подачи великих князей Московских, энергично внедрял его прямой ученик Даниил, унаследовавший у него, по завещанию святого, игуменство в Иосифе-Волочком монастыре, а в 1522 году занявший митрополичью кафедру, на которой он проводил иосифлянскую политику, всячески третируя привержен чев нестяжательства. Первой крупной жертвой митрополита Даниила стал преподобный Максим Грек. Преподобный Максим приехал из афонского Ватопедского монастыря в Москву по приглашению великого князя Василия III вскоре после смерти преподобного Иосифа Волочкого для перевода с греческого языка черковных книг. Вскоре он оказался в самом чентре тогдашних событий. Вел себя афонский монах очень независимо, не страшась противоречить митрополиту Даниилу и упрекать великого князя. Он, в частности, резко осудил развод Василия III с Соломони-ей Сабуровой и его женитьбу на Елене Глинской, а в споре иосифлян и нестяжателей решительно взял сторону Слева: Преподобный Максим Грек. Внизу: Часто утверждают, что преподобный Максим Грек пребывал в заточении в Германовой башне Иосифо-Волоцкого монастыря (на снимке). Скорее всего, в данном случае мы имеем дело с легендой, так как ныне существующие башни и стены обители были практически заново возведены во второй половине XVII века. |