028. Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь, страница 27

028. Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь, страница 27

МОНАСТЫРЬ II МНР

С покорением Новгорода власти Ивана III ересь жидовствующих объявилась и в Москве, причем сразу же нашла себе покровителей в самых высоких кругах. Надо отдать еретикам должное — довольно долго они действовали скрытно и «провалились» впервые лишь в 1487 году. «От жидовина распростерлась ересь в Новгородской земле, — писал архиепископ Новгородский Геннадий, — а держали ее тайно, да потом почали урекатись вопьяне, и аз прослышав то». Первые розыски по этому делу не принесли ощутимого результата. Из Москвы — уже зараженной ересью — пришел в ответ на донос архиепископа какой-то зыбкий и вполне бессмысленный наказ: «Того беречи, чтоб то лихо в земли не распро-стерлося». Столь печальное положение длилось еще более десяти лет, изредка перемежаясь локальными победами борцов с ересью. В Москве на митрополичий престол возведен был Зосима, архимандрит Симонова монастыря, удобный еретикам своим безволием и пьянством. «Сосудом сатаниным» называет его прп. Иосиф Волоцкий и цитирует его «пьяную болтовню», кощунственную в устах любого православного, а тем более — митрополита: «А что то царство небесное, а что то второе пришествие, а что то воскресение мертвых? А ничего того несть — умер кто, то и умер, по та места и был!»

Лукавое оправдание своему потаканию ереси великий князь находил в позиции заволжских старцев, для которой характерно было воздержание от осуждения и отстаивание духовной свободы. (Показателен в этом смысле наказ прп. Нила Сорского своему последователю Вассиану Косому: «Сохрани же ся и тщися не укорити ни осу-дити никого ни в чем, аще и не благо что зриться».) Заволжцы были против физической казни еретиков и склонялись к тому, что их — по принесении ими покаяния — преследовать далее не стоит.

Если бы позиция эта возобладала в Церкви, то ни о какой эффективной борьбе с ересью речи бы не шло. И это необходимо понимать, симпатизируя заволжцам в их полемике против иосифлян. Лишь активное вмешательство прп. Иосифа Волоцкого в борьбу с еретиками, начатую архиепископом Геннадием, привело к искоренению

Работа Аполлинария Васнецова «Московский Кремль при Иване III» (1921).

Великий князь Иван III. В 1503 году он покаялся преподобному Иосифу: «И яз деи ведал новгородских еретиков и ты меня прости в том».

ереси жидовствующих. Правда, и ему приходилось быть осторожным, чтобы не потерять доверия великого князя, и годами он ждал, пока — в 1503 году — услышал из уст его покаянное признание: «И яз деи — ведал новгородских еретиков, и ты меня прости в том».

Окончательное посрамление ереси жидовствующих относится к 1504 году, когда на Соборе было определено

внести анафему еретикам в чин Торжества Православия, а «злейших» из них предали смертной казни. «И сожгоша в клетке дьяка Волка Курицына, да Митю Коноплева, да Ивашка Максимова декабря 27-го, а Некрасу Руковову по-велеша языка урезати и в Новегороде в Великом сожгоша его. Тоеже зимы архимандрита Кассиана Юрьевскаго сожгоша и брата его и иных многих еретиков сожгоша, а иных в заточение послаша, а иных по монастырем». Следует отметить, что именно прп. Иосиф был одним из тех, кто особенно настаивал на казни еретиков: «Еретика руками убити или молитвою едино есть». Покаяния же вероотступников, которые в изобилии приходилось выслушивать «дознавателям», он не склонен был принимать всерьез (и для этого, увы, были веские основания).

Ересь жидовствующих стала для Русской Церкви настоящим испытанием на прочность. Она его выдержала и вышла из испытания с достоинством, не только не пойдя по пути «латинян» и не учредив инквизицию (хотя некоторым из иерархов этот путь и казался привлекательным), но и осознав необходимость просвещения. Ценнейшим плодом борьбы с ересью явилась первая полная церковнославянская Библия, которая получила название Ген-надиевской — по имени архиепископа Геннадия, предпринявшего труд по ее созданию.