028. Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь, страница 24

028. Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь, страница 24

рше ишы

Преподобный Иосиф ценил и понимал иконописное искусство больше, чем кто-либо из его современников. И именно благодаря ему в Иосифо-Волоцком монастыре начало складываться, выражаясь музейным языком, превосходное собрание икон.

I

1

Гс £

1 Гс

2'i

Ш Лже в первый век своего ■ I существования Иосифо-"г Волоцкий монастырь обладал значительнам собранием прекрасных икон. Известно, что преподобный Иосиф, будучи одним из самых образованных (и, осмелимся добавить, чутких) людей своего времени, тонко понимал искусство иконописи. Об этом свидетельствует его «Послание иконописцу», адресатом которого являлся, по-видимому, Дионисий.

История взаимоотношений прп. Иосифа и Дионисия могла начаться еще в Боровском монастыре, где последний (в составе целой группы мастеров) работал над росписью Богородице-Рождественского собора. В дальнейшем отношения укреплялись, Дионисий часто писал для Иосифо-Волоцкого монастыря и много общался с преподобным Иосифом. Волоцкий игумен прекрасно понимал значение Дионисия — и именно поэтому можно утверждать, что «Послание иконописцу» адресовано ему. Ведь к своему «читателю» прп. Иосиф пишет как к «яко самому ти началохудожнику су-щу божественых и честных икон живописанию». Возможно ли, чтобы он назвал «началохудожником» кого-ли-бо иного? Едва ли. В середине XVI столетия в Иосифо-Волоцком монастыре находилось, согласно описи, более ста икон Дионисиева письма.

Помимо икон, писанных Дионисием и его учениками, в Иосифо-Волоцкой обители было много и других ценных образов. Некоторые из них почитались как чудотворные. Разными путями притекали они в монастырь (но чаще всего — в качестве вкладов),

Владимирская-Волоколамская икона Пресвятой Богородицы из Успенского собора Волоцкого монастыря. Сейчас находится в Москве, в Центральном музее древнерусского искусства.

разными путями покидали его. Например, некоторые иконы «выманил» из монастыря волоцкий князь Федор Борисович, который совершенно не унаследовал от своего отца благоговейного отношения ни к преподобному Иосифу, ни к его монастырю. Он «положил глаз» на иконы, вложенные в монастырь Феодосием, сыном Дионисия, приблизительно в 1503—04 годах, и игумен вынужден был их отдать алчному князю, о чем немало скорбел. К сожалению, состав вклада Феодосия нам неизвестен. Но можно предположить, что то были иконы очень ценные. Кстати, во многом именно этот эпизод повлиял на решение преподобного Иосифа «уйти» под покровительство митрополита и великого князя.

После кончины преподобного Иосифа драгоценные иконы продолжали поступать в монастырь. Например, очень интересен вклад, сделанный в середине XVI века архимандритом Симонова монастыря Алексием. Вклад этот состоял из трех икон в одном киоте: «Первая писмо Денисьево, а на ней образ Пречистыя Богородица, а над главою на поле Тройца Живоначаль-ная, по сторонах архаггели Михаил да

Современный список с Волоколамской иконы из Иосифо-Волоцкого монастыря.