032. Великая Лавра (Святая Гора Афон), страница 4

032. Великая Лавра (Святая Гора Афон), страница 4

ХРОНОЛОГИЯ

84 3 Первое документальное свидетельство

об иноческой жизни на Афоне. 958/959 Преподобный Афанасий приходит на Святую Гору.

963 Основание Великой Лавры.

971/972 Император Иоанн Цимисхий издает афонский устав, «Трагос». Поводом к изданию «Трагоса» стало недовольство частью монашества действиями преподобного Афанасия Афонского.

Ок. 975 Составление устава (типикона) Великой Лавры преподобным Афанасием Афонским.

Ок. 10ОО Трагическая гибель преподобного Афанасия, а также нескольких рабочих и монахов во время строительства нового храма.

ПерК. ПОЛ. V Разворачивается исихаст-ское движение, главные участники которого были связаны с Великой Лаврой.

1439 Принятие Константинопольским патриархатом Флорентийской унии с католической церковью. Великая Лавра остается в стороне и не поддерживает унию.

1453 Гибель Византийской империи.

Ок. 1 569 Конфискация султаном Селимом II

многих владений Великой Лавры. 1 572 МЛН 1 575 Основание первого на

Афоне монастырского скита. Посвящен святой Анне и принадлежит Великой Лавре.

1574 Возвращение Великой Лавры к принципам общежительного устава.

1665 Начало возрождения монастыря, связанного с именем Патриарха Константинопольского Дионисия III Вардалиса.

1759 Типография Великой Лавры выпускает первую печатную книгу на греческом языке в пределах Османской империи.

1820 Сильное наводнение наносит большой урон монастырю.

1821 Великая Лавра вовлечена в греческое восстание.

1912 Освобождение Северной Греции от турецкого владычества.

1963 Торжественное празднование 1000-летия Великой Лавры.

1979 После долгих лет особножительства Великая Лавра переходит на общежительный устав.

Преподобный Петр Афонский.

назначил на его содержание солемний (годовую выплату из императорской казны). Преемники Никифора на византийском престоле подтверждали и расширяли льготы, дарованные Лавре. Многие принципы организации монашеской жизни монастыря преподобного Афанасия были восприняты другими обителями Афона. Так, значительная часть выработанного преподобным в первой половине 970-х годов Устава (Типикона) Лавры вошла в уставную практику остальных святогорских монастырей. Важнейшей составляющей иноческого бытия, введенной преподобным Афанасием в своем монастыре, был принцип общежительства. Правила, принятые в Великой Лавре, определяли единый порядок богослужения, общие для всех монашествующих нормы трапезы и поста, оговаривали условия выбора нового настоятеля и назначения монастырских эпитро-пов (управляющих). Общежительные принципы иночества очень быстро распространились по всему Афону.

После кончины преподобного Афанасия Великая Лавра сохранила свое влияние и авторитет. Ярким примером этого является быстрый рост количества монашествующих. Уже в середине XI века в обители подвизалось около 700 иноков. Идеалы подвижнической христианской жизни воплощали многие настоятели и управляющие Лавры. Среди ее эпитропов выделялись бли

жайшие преемники святого Афанасия преподобные Иоанн Мтацминдели и Евфимий Святогорец (Ивер). По-преж-нему благоволили Великой Лавре императоры. Помимо денежных средств, правители Византии жаловали монастырю земли, приписывали к нему небольшие обители. Очень быстро Лавра стала крупным земельным собственником, причем ее владения располагались как на Афоне, так и за его пределами. Стремительно росло число подворий. В какой-то момент их количество превышало три с половиной сотни.

Тем не менее, такой видный монастырь не могли обойти стороной мирские бури. Одним из самых заметных эпизодов в монастырской истории стало вовлечение обители в междоусобную борьбу представителей рода Палеологов, правивших Византийской империей с 1261 по 1453 год. В 1322 году игумен Великой Лавры Герасим поручился перед будущим императором Андроником III Палеологом за прави-

Преподобный Евфимий Святогорец (Ивер).

теля города Фессалоники деспота Константина, который попал в плен и, находясь под угрозой гибели, облачился в монашеские одеяния. Герасим уверил Андроника, что бывший деспот вполне искренно намерен принять монашество, и оказался прав.

XIV век оставил яркий след как в жизни всей Святой Горы, так и в истории Великой Лавры. Это было

штосш