032. Великая Лавра (Святая Гора Афон), страница 6

032. Великая Лавра (Святая Гора Афон), страница 6

ИСТОРИЯ

была вынуждена платить налоги в турецкую казну. В это непростое время ей удавалось производить выплаты не только за себя, но и за беднейшие афонские обители. Особую роль в этом сыграли валашские и молдавские господари, с начала XVI столетия оказывавшие монастырю содействие. Впоследствии на землях Румынии и Молдавии возникло множество подворий Великой Лавры, которые также давали обители изрядные средства. Но налоговое бремя становилось все тяжелее. Уже и Великая Лавра не всегда могла платить требуемые взносы. Очень серьезный удар был нанесен ее материальному благополучию султаном Селимом II (1566—1574), выставившим на торги все имущество афонских монастырей-

должников, включая их подворья. Положение не спасало ни возвращение Великой Лавры к общежительному уставу, произошедшее в 1574 году, ни появление во второй половине XVI века иноческих скитов (первым был основан лаврский скит во имя святой Анны). К началу XVII века состояние монастыря было критическим. Когда в 1623 году в Великую Лавру приехал бывший Патриарх Анфим II, насельников в ней насчитывалось всего пять-шесть человек...

Стоит сказать, что связь Лавры преподобного Афанасия с Патриаршим престолом в Константинополе была чрезвычайно тесной. Многие лавриоты избирались на высокую степень Патриаршества, многие Патриархи ушли на

Вверху: Святитель Григорий Палама.

Слева: Император Андроник II Палеолог, дед и политический соперник Андроника III Палеолога, предстоит Христу.

покой в Лавру. Среди них выделяется Дионисий III Вардалис, прибывший на Афон в 1665 году. Благодаря его пожертвованиям и неистощимой энергии, находившаяся в разрухе Великая Лавра была отстроена, количество монашествующих вновь достигло в ней нескольких сотен человек.

Знаменательное событие для греческой культуры произошло в Лавре преподобного Афанасия Афонского в 1759 году. Устроенная архимандритом Космой типография выпустила первую на территории Османской империи печатную греческую книгу — Сокращенную Псалтирь. Но дальнейшая судьба типографии сложилась печально. Турецкие власти не без оснований посчитали, что появившаяся у греков возможность издавать большими тиражами книги на родном языке может способствовать росту греческого самосознания и ставит под угрозу их зависимость от османского владычества. Типографию закрыли на долгие годы.

Начало XIX века было для Великой Лавры, да и в целом для Афона, многообещающим. Особенно это относится к экономической составляющей жизни монастыря — материальное положение обители, основанное на росте числа пожертвований, позволяло и выплачивать