032. Великая Лавра (Святая Гора Афон), страница 5ИСТОРИЯ Вверху: Величественна и прекрасна Святая Гора. Справа: Хрисовул византийского императора. время расцвета исихазма, оказавшего очень большое влияние на умонастроение афонских иноков. Самые видные деятели исихастского движения были связаны с Великой Лаврой, жили в ней самой или ее ближайших окрестностях. Среди них — Григорий Синаит, родоначальник исихастского возрождения, и Григорий Палама, создавший завершенное исихастское учение о нетварном свете; Патриархи Константинопольские, выдающиеся проповедники и богословы Каллист I и Филофей Коккин, который одно время был игуменом Великой Лавры; многие другие подвижники. Но законы жизни неумолимы, на смену расцвету рано или поздно приходит упадок. Его признаки для Великой Лавры наметились во второй половине XIV столетия. Это были крайне непростые годы и для Византии, и для всех христианских народов, населявших Балканы и Малую Азию, — на них надвигалась османская гроза. Сыграли свою роль и участившиеся пиратские набеги на Афон. Количество монаше ствующих сокращалось. Материальное благополучие обители постепенно сходило на нет. Не помогали даже богатые дары сербских правителей, которые с середины XIV века становятся главными жертвователями Великой Лавры. Вместе с материальным оскудением слабела духовная жизнь. Введенный преподобным Афанасием общежительный устав был упразднен в конце XIV столетия. Великая Лавра превратилась в особножительный монастырь. Однако память об основателе обители свято хранилась монашествующими. В XV веке Великая Лавра в честь Благовещения Пресвятой Богородицы получает новое освящение — во имя преподобного Афанасия Афонского. В 1453 году прекратила свое существование православная Византийская империя. Ее бывшие владения, включая Святую Гору, вошли в состав Османской империи. Султаны отменили многие привилегии, которыми ранее пользовалась Великая Лавра. Теперь она, как и другие афонские монастыри, |