033. Свято-Иоанно-Богословский монастырь, страница 29МОНАСТЫРЬ И МИР Есть основания полагать, что в есенинском стихотворении 1914 года «По дороге идут богомолки...» речь идет о паломничестве именно в Иоанно-Богословскую обитель. На это указывают строки: «И зовет их с большой колокольни / Гулкий звон, словно зык чугуна». Здесь особенно важна «большая колокольня». Это может быть указание на наличие еще и «малой» (и действительно, она в Богословском монастыре есть). Или же просто на то, что колокольня «очень большая». А столь высоких колоколен, да с таким звучным колокольным ансамблем, как в Иоанно-Богословском монастыре, в ближайшей округе не было. Связывают с Константиновом (и непосредственно с Сергеем Есениным) обитель Иоанна Богослова и воспоминания архимандрита Авеля. Еще молодым иеромонахом, служа в Городище, бывал он здесь. Вот что рассказывал отец Авель: «Мне вот в 1947 году пришлось быть в Константинове, дома у Есенина, причащать его мать Татьяну. В Константинове умерла старушка, у нее детей много. Она умоляла: "Похороните меня со священником" Тогда это проблема была. В моем пастырском попечении находился Рыбновский район. Приехали за мной — зима, градусов 26. Священник, служащий в храме, мне и говорит: "Поезжай туда с ночевкой. Надо там дома служить панихиду большую, а потом уж утром отпеть и похоронить" Но рано не отпевают, не хоронят, как-то не принято. Это местные старушки знали. Они и говорят: "Батюшка приедет, пусть захватит с собой Святые Дары. Тут у нас несколько таких старушек, что до храма не дойдут и не доедут" Я взял Святые Дары. Отслужил всенощную, ночевал у старушки. Утром она меня повела по домам, по другим бабушкам. "Татьяна, ты на печи?" — "На печи, где же" — "Слезай, я тебе батюшку привела" Слезла, я не знал, что это мать Есенина. Есенина-то я уж знал, я его тайно читал. Тогда не разрешали официально, запрещено было. Какой же год-то был? Зима 1947— 48 годов. Когда я ее причастил, назад пошли, я провожатой и говорю: "Татьяна-то, наверное, в молодости у господ бы ла в прислугах?" — "Да нигде она не была" Я почему спросил, когда вошел, обратил внимание на портрет. Я Есенина портрета до того не видел. А здесь портрет большой, увеличенный. Красивый, барская у него одежда, солидно так выглядит. Я спрашиваю провожатую: "А какой же это у нее портрет барина висит?" Она засмеялась: "Какой барин. Казанский храм в селе Константинове — подворье Иоанно-Богословского монастыря. С1969 года по 1995 год в доме J1. И. Кашиной находился литературный музей С. А. Есенина. В 1995 году, к столетию со дня рождения поэта, в нем открылся музей поэмы «Анна Снегина», прототипом главной героини которой была Л. И. Кашина. Это наш Серенька — непутный". — "Какой Серенька Непутный?" — "Да Есенин-то" — "Ты бы сказала, что сейчас идем в дом Есенина. Я бы с его матерью побольше поговорил"». Кстати, отец Авель с симпатией относился и к стихам поэта, и к его личности. «Я не согласен, что он такой вот был, как о нем говорят, — делился он своей точкой зрения. — Потому что пропойца не мог бы так красиво воспевать природу: он ничего бы этого не чувствовал. А у него душа была мальчишеская». В наши дни устроители паломни-ческо-туристических путешествий всегда включают в программу поездки к святыням Иоанно-Богословского монастыря и посещение Константинова. Сейчас здесь находится музей-запо-ведник, история которого началась в 1965 году — именно тогда было принято государственное постановление об увековечении памяти Сергея Есенина у него на родине. 2 октября 1965 года в Константинове открылся — сначала в качестве филиала Рязанского краеведческого музея — мемориальный дом поэта. В 1969 году музей расширился — в доме последней констан-тиновской помещицы Л. И. Кашиной открылась литературная экспозиция. К столетнему юбилею поэта в Константинове было восстановлено земское начальное училище, которое Есенин окончил в 1909 году с похвальным листом. С 1972 по 1990 год в ведении музея-заповедника находилась, кстати, и Казанская церковь. В ней был устроен выставочный зал. |