033. Свято-Иоанно-Богословский монастырь, страница 27

033. Свято-Иоанно-Богословский монастырь, страница 27

МОНАСТЫРЬ И МНР

Богородице-Рождественский Бобренев монастырь стал адресатом помощи, оказываемой Хлудовым, еще раньше, чем Богословская обитель, — в 1850-е годы.

ное ими в наследство предприятие и расширить его деятельность. Они не стали делиться и на протяжении долгих лет вместе трудились под маркой «Ивана Хлудова сыновья».

Вращаясь в деловых и торговых кругах, Давид Иванович Хлудов никогда не закруживался в вихре мирской жизни до самозабвения. Всегда находилось нечто, что удерживало от совершенного погружения в житейский водоворот,— семейные скорби, беседы с мудрыми и благочестивыми людьми. Одним из духовных наставников Д. И. Хлудова был свт. Филарет (Дроздов). Давид Иванович относился к митрополиту Московскому с благоговением.

Что касается семейных скорбей, то именно они в конечном счете привели Хлудова к благотворительной деятельности. После разрыва с женой, болезненно пережитого им, Давид Иванович всецело посвятил себя помощи ближним. В 1860 году, являясь к тому моменту городским головой города Егорьевска (на этом посту Хлудов также сделал немало доброго), он приобрел имение близ Иоанно-Богословского монастыря. Это случилось в ноябре, а летом следующего года Д. И. Хлудов посетил Богословскую обитель. Первая встреча с древней святыней, находившейся к тому времени почти в состоянии руин, поразила его. С этого времени он стал деятельным и постоянным ее благотворителем.

Но не один только Богословский монастырь поддерживал он. Так, Хлудов делал вклады в старинный Оль-гов монастырь близ Рязани. В нем в 1862 году похоронен был архиепископ Рязанский и Зарайский Гавриил (Городков), которого весьма любили и почитали многие. И было за что полюбить этого сердобольного пастыря, всегда — несмотря на свою кротость — вступавшегося за сирых и обездоленных. Известен, например, факт, что во время голода 1840 года он бесстрашно явился к губернатору и показал ему кусок «голодного хлеба», каким питался народ, — черного, как торф, лишь на самую малую долю состоявшего из муки.

Такая «шоковая терапия» заставила губернатора принять неотложные меры по облегчению страданий голодающих. Давид Иванович Хлудов очень чтил владыку и считал его одним из выдающихся архиереев современности.

Церковь в честь Положения Ризы Господней в Успенском соборе в Москве стоит на Донской улице и сейчас.

Спас от упадка и разрушения Д. И. Хлудов и Бобренев монастырь близ Коломны. С ним он «познакомился» также случайно, едучи из Егорьевска в Коломну. Вид бедствующей обители, как и в случае с Иоанно-Богословским монастырем, не мог оставить его равнодушным. И, пожалуй, именно ему Бобренев монастырь обязан не только своим расцветом, но и самим своим существованием. Издержав на него около ста пятидесяти тысяч руб

лей, Давид Иванович, помимо того что привел в надлежащий порядок все его здания, испросил ему у Святейшего Синода самостоятельность (на рубеже XVIII—XIX веков Бобренев монастырь был приписан к Старо-Голутвину монастырю). Поддержкой Хлудова пользовались и другие обители, а также неисчислимое множество церквей и отдельных людей.

Под конец жизни Давид Иванович разорился. Сам он радовался такому повороту событий и не раз говаривал, когда еще был богат: «Не нравится мне, когда люди богатые капиталы на дела благотворительности завещают после смерти своей. Отдам все из теплых рук! Умру— поверх земли валяться не буду, кто-нибудь похоронит». Последние годы своей жизни Д. И. Хлудов провел на Донской улице в Москве (родительский дом ему пришлось продать), покидая свою скромную квартирку лишь ради выхода в церковь. «Слава Тебе, Господи! Слава Тебе! Чего еще!? Все дано!» — говорил он, лежа на постели в предсмертной болезни (этой болезни, кстати, он также желал, считая, что внезапная смерть нехороша, что надо «похворать, приготовиться»).

Умер Д. И. Хлудов 3 апреля 1886 года на шестьдесят четвертом году жизни. На отпевании, состоявшемся в Ризопо-ложенской церкви на Донской улице, присутствовали настоятели монастырей, возрожденных с его помощью. До кладбища гроб с телом благотворителя провожали многие люди, которым он помог в свое время. «Благодетель наш! — раздавались возгласы. — Царство тебе Небесное!»