034. Свято-Почаевская Лавра, страница 3

034. Свято-Почаевская Лавра, страница 3

чшртая р mm ллбра

Начало Свято-Успенской Почаевской Лавры скрыто во тьме веков. Этой обители выпадали испытания, необычные для большинства прочих русских монастырей. Неизвестно, потому ли и чудеса, связанные с этим местом, оказывались столь значимы для русского православия, или же наоборот, по чудесам давались соответствующие испытания, но история Лавры весьма богата и на те, и на другие.

Тяга к монашеству возникла на Руси одновременно с принятием христианства. Множество монастырей было основано боярами и князьями, щедро жертвовавшими на их содержание. Впрочем, избалованные вниманием «боярские» обители, как правило, долго не существовали, зато все больше появлялось монашеских общин, терпеливо и неспешно, в посте и бдении, взращивавших в себе будущее русского иночества.

Возможно, одним из таких очагов монашеской жизни первых времен христианства на Руси была и Почаевская гора. Никаких сведений о том до нас не дошло, но весьма вероятно, что как иноческое поселение Почаевская Лавра — ровесница Лавры Киевской. Впрочем, это из области предположе

Свято-Успенская Почаевская Лавра. Фотография 1990 года.

нии, предание же связывает основание обители с периодом Батыева нашествия, когда сюда, на почти не тронутый монголами юг Волыни, потянулись насельники Киевских пещер.

В разоренной Батыем Печерской обители (как и в выжженном дотла Киеве) жить было невозможно, и иноки жили по лесам и уединенным пещерам вокруг нее, сходясь лишь на богослужения. Представляется вполне вероятным, что многие, стосковавшись по монастырской жизни, могли устремиться к Почаевской горе, где монастырей к тому моменту скорее всего уже был. Во всяком случае, за основателя такового почитается преподоб

ный Мефодий, о котором письменных сведений не сохранилось; согласно же преданию, был он афонским постри-женником и умер в 1228 году (т.е. еще до пришествия монголов) в возрасте 137 лет. Отметим, что история самого знаменитого из чудес Почаевской горы, явления Матери Божией в 1240 году, еще раз подтверждает древность обители.

Если же к проблеме датировки начала Почаевской Лавры подходить строго научно и опираться исключительно на письменные источники, в которых упоминается монастырь, то первые такие упоминания относятся к концу XVI века.