034. Свято-Почаевская Лавра, страница 5

034. Свято-Почаевская Лавра, страница 5

ш -

■ Е т>1: 3 V

^••i;» .и

ИСТОРИЯ

KPHTMUT

Особое почитание чудотворной Почаевской иконы выразилось в многочисленных списках, среди которых встречаются и такие ювелирные шедевры, как эта икона XIX века, ставшая экспонатом выставки «Золотая кладовая Великого Новгорода. Ювелирное искусство VI-XIX вв.- в Кремле.

торитета), были в основном политическими — одна из главных состояла в том, что население западнорусских областей и Православная Церковь оказались в польском государстве, где господствующим исповеданием являлось католичество. Латинское духовенство там было образованнее и активнее православного клира. Однако, возможно, не возникло бы такой проблемы, как уния, — ибо Польша одной из первых в Европе стала на путь веротерпимости, — если бы Речь Посполита последовательно отстаивала этот свой принцип.

Энергичная «обработка» православных епископов длилась с конца 80-х годов XVI века. Унии неожиданно помогло то, чем было сильно православие Западной Руси: лидирующая роль городских братств. Часть православного епископата тяготилась надзором со

стороны мирян и жаждала тех же привилегий и прав, что были у епископов католических.

Внедрение унии, тем не менее, шло медленно: латинизации мешало и само униатское духовенство, сохранявшее приверженность отеческим обрядам, и сомнительное положение «между двух стульев» — униатство, как и православие, считалось теперь «холопской верой» и служило лишь переходной ступенькой в веру латинскую. Не желая без остатка раствориться в католичестве, вожди раскола решили организовать по образцу католических орденов свое особое монашество «на восточный манер». Созданный таким образом орден стал носить имя Василия Великого и назвался базилианским.

Для Почаевской обители настали времена тяжелые: после проклятий со стороны собора, принявшего унию

Городские православные братства

На Руси издавна признавалось право мирян участвовать в церковном строительстве и попечении, однако на Волыни в бытность ее в составе Речи Посполитой оно было заменено правом патроната, чреватым произволом. Князья и крупные землевладельцы теперь могли «заведовать» архиерейскими кафедрами и местами монастырских настоятелей, что часто мешало назначению на эти места достойных архипастырей, зато создавало крайне слабый епископат, зависимый от той же силы, что поддерживала унию (поскольку католичество стало считаться «господской» верой). В создавшихся условиях защиту православия взяли на себя миряне, оказавшиеся самыми надежными борцами за отеческую веру. Так возникли городские братства вокруг отдельных церквей, ставшие органами православной соборности. Тем иерархам, которые, будучи назначены с помощью патроната, воспринимали свои епархии как собственные вотчины, братства были бельмом в глазу. Но Патриарх Константинопольский Иеремия II, посетивший часть из них, дал каноническое оправдание их существованию пред лицом морально слабой иерархии. Во многом благодаря деятельности православных братств веками отделенная от Москвы западнорусская митрополия смогла сохранить православие.

(утвержденную тут же польским королем), православные фактически оказались вне закона. Епископы, хранившие верность православию, были объявлены ослушниками перешедшего в унию митрополита Михаила (до того заявлявшего себя ее противником), а греческие экзархи — шпионами султана и самозванцами. Удивительно, но и в этих условиях Почаев долго оставался в лоне православия; заслуга во многом принадлежит первому из известных его настоятелей — преподобному Иову По-чаевскому.

Неведомо, были ли до него на горе Почаевской настоятели или же братия,

ювве'еей