034. Свято-Почаевская Лавра, страница 7

034. Свято-Почаевская Лавра, страница 7

ИСТОРИЯ

Базилианский период в истории Почаевской Лавры отмечен строительством Успенского собора — удивительного украшения обители, само возведение которого связано с чудом.

В 1795 году произошел раздел Польши, и Волынь вошла в состав Российской империи. Русское правительство не спешило отбирать у базилиан монастыри, пока Орден св. Василия Великого не оказался замешан в польском восстании (1831), после подавления

которого Почаевская обитель в числе прочих была возвращена в лоно Православной Церкви.

Началось спокойное столетие восстановления православной монашеской жизни. Новый настоятель, епископ Житомирский и Волынский Амвросий, сразу учредил Духовный Собор, призванный заняться организацией внутренней жизни обители и приемом желающих в число братии. Первым на Почаевскую гору явился посланный митрополитом Киевским Евгением иеромонах Феодосий, который и был назначен благочинным. Бывших при базилианах служащих оставили с сохранением содержания, а самих базилиан удалили, причем владыка Амвросий выдал каждому в дорогу средства и все необходимое.

В 1833 году Почаевская обитель получила титул Лавры, став четвертой по

счету обителью такого ранга в России. Скорее всего, в этом титуловании выразилось официальное признание названия, давно бытовавшего в народе. Любопытно, что в условиях усилившегося перехода униатов в православие кем-то был пущен слух, что чудотворная Почаевская икона Божией Матери и даже Цельбоносная Стопа «ушли» в доминиканский Подкаменецкий монастырь (бывший рядом, но на территории Австрии), после чего на некоторое время

сократилось число богомольцев. Но чудеса продолжились, и вскоре все вернулось «на круги своя».

В это время неустанно украшались имевшиеся церкви и устраивались новые, была исправлена галерея при Успенском соборе, создано братское кладбище, построена новая колокольня. Когда император Александр II в 1859 году подарил обители новый иконостас для Успенского собора, называемый «царским», чудотворная Почаевская икона заняла в нем свое нынешнее место. В 1887 году с целью религиозно-нравственного назидания в Лавре приступили к изданию «Почаевского листка». С Афона привезли копию чудотворной иконы, именуемой «Герон-дисса», к которой и по сей день всякий раз перед служением прикладываются иноки. В первое десятилетие XX века был возведен Троицкий собор.

Мирную жизнь прервала Первая мировая война. Древние волынские земли оказались едва ли не на передовой. После первых успехов русского оружия наступила пора отступления. Имущество Лавры было эвакуировано, братия частью разошлась по монастырям, а частью осталась и была препровождена в австрийский лагерь для военнопленных. В Лавре жил лишь один 80-летний инок, отказавшийся ее покинуть, чему, впрочем, австрийцы были даже рады,

потому что это устранило неудоволь-ство местного православного населения, лишенного духовенства: старика все время возили на требы. Почаев был освобожден во время Брусиловского прорыва (1916), и богослужения возобновились.

В эпоху гражданской войны и сопутствовавшей смуты, когда на Украине правительства менялись с фантастической скоростью, древнюю обитель сильно потрепало, но монахи предусмотрительно скрыли самое ценное. В конце концов, по условиям Рижского договора 1920 года Волынь отошла к новопровозглашенной Польской республике. Лавра была предоставлена самой себе, лишившись прежней государственной опеки, однако понемногу окрепла и возродилась.

Но это было только начало испытаний, посланных монастырю в XX веке.