034. Свято-Почаевская Лавра, страница 9

034. Свято-Почаевская Лавра, страница 9

ПОДВИЖНИК!!

та и благословения его не обошлось и издание первой печатной Библии на славянском языке, называемой обычно «Острожской» (по месту издания) или «Федоровской» (по имени дьякона Ивана Федорова, нашего «первопечатника», ее напечатавшего).

Дубенская обитель при игуменстве преподобного Иова расцвела, самого же его, с младых ногтей стяжавшего дух кротости и смирения, начала тяготить мирская слава. После двадцати лет своего игуменства отправился он на гору Почаевскую, желая сделаться простым отшельником и посвятить остаток жизни пустынножительству и безмолвному житию. Однако Господь судил иначе.

Князь Острожский, соревнуясь в своих землях с католичеством, возжелал преобразовать все монастыри в общежительные. А тут как раз подоспела и «фундушевая запись» Анны Гойской...

Так и получилось, что отправился преподобный Иов в горную пустынь, а пришел в только что созданный мона

стырь. Число иноков во вчерашней пу-стыньке заметно умножилось, обитель получила щедрые пожертвования от учредительницы. К едва обосновавшемуся на горе преподобному, ощутив его духовную силу, единодушно со слезами

Колодец храма преподобного Иова Почаевского.

Преподобный Иов Почаевский в сонме русских святых. Фрагмент росписи храма преподобного Иова.

приступила братия и уговорила стать над нею игуменом.

Значение преподобного Иова для Почаевской Лавры подобно значению преподобного Феодосия Печерского для Лавры Киевской: им обоим предстояло утвердить в своих обителях киновию — общежительный монастырский устав. В Киевских пещерах к моменту настоятельства преподобного Феодосия братия жила соответственно традициям пустынножительства, принесенным преподобным Антонием Печерским с Афона. Но и в истории Почаева имеется свой «афонский след» — считается, что начало монашескому пустынножительству положил здесь некий чернец Мефодий, тоже афонский пострижен-ник. Так это или нет, мы вряд ли узнаем. Но известно, что чудесное явление Матери Божией в столпе огненном (1240 год) наблюдали два инока, живущие на Почаевской горе.

Момент для игуменства преподобному Иову выпал нелегкий. Просто сохранить православную веру было тогда уже величайшим подвигом, поскольку