034. Свято-Почаевская Лавра, страница 11

034. Свято-Почаевская Лавра, страница 11

подвижники

Роспись стен в храме преподобного Иова Почаевского продолжается.

возвращена в обитель. Это «стрясение бесом» произвело впечатление и послужило Фирлею явным вразумлением.

Но не только Фирлей пытался обидеть Почаевский монастырь. Подобную же борьбу, с судебными процессами и долгими тяжбами по защите имущества, завещанного обители разными жертвователями, приходилось вести преподобному Иову и с другими враждебно настроенными важными лицами. Да еще и соседние монастыри и храмы приходилось защищать, поскольку считался Почаевский настоятель их блюстителем.

Вынужденная (по игуменскому и пастырскому послушанию) активная общественная деятельность — еще одна черта, роднившая преподобного Иова с преподобным Печерским строителем. Личное участие в многочисленных судебных процессах, навязанных монастырю, отнимало много сил, но игумен считал необходимым вникать во все самолично. При этом вне юридической сферы был он крайне снисходителен к человеческой немощи — до того, что однажды, когда застал в монастырской житнице человека, воровавшего зерно, не только не воспрепятствовал в этом, но сам помог взвалить на плечи мешок с краденым, дерзнув лишь напомнить о страхе Божьем и скором ответе на Страшном суде.

Кроме судов и жалоб, отвлекающих от истинного служения и укрепления православной веры, было в распоряжении преподобного Иова и братии монастыря оружие более действенное: еще Анна Гойская, обустраивая обитель, устроила при ней типографию. И теперь, когда все прочие православные печатни, бывшие до нее, постепенно прекратили свое существование под натиском униатов, «славяно-русская типография Почаевская» осталась единственной, печатавшей православную литературу. Здесь издавались молитвословы, послания патриархов, проскомидийные листы для церквей. Особо важной книгой в условиях противоборства с унией можно считать вышедшее из стен Почаевской типографии «Слово Максима Грека на латинян».

Липа, послужившая основой для этой каплицы (часовенки) на дороге к монастырскому кладбищу, была посажена еще в 1595 году.

Преподобный принимал активное участие в составлении книг, делал выписки из святых отцов, составлял поучения и беседы. Один такой сборник, хотя и не полностью (123 листа из 900 предполагаемых) сохранившийся, был опубликован в 1884 году под названием «Пчела Почаевская». Книга эта, направленная главным образом против

протестантства, в то время распространенного в окрестностях Почаева, включает полное изложение православного учения о Пресвятой Троице и Божестве Иисуса Христа и заканчивается учением об иконах, храмах, монашестве и т. п. Отличие ее от аналогичных книг того времени заключается в несомненной самостоятельности и чистом церковнославянском языке, которым была она написана (в то время как большинство православных писателей тогда писали уже на славяно-польском языке, разбавленном малороссийскими выражениями).

Своей деятельностью Почаевский игумен заслужил большой авторитет среди православных Речи Посполитой. Твердость характера соединялась в нем со смирением и миролюбием, а деятельная натура — с глубоко укорененной сосредоточенностью на молитвенном делании. На целые недели оставлял преподобный Иов братию, уединяясь для молитвы в знаменитой своей пещере, куда не всякий человек сможет влезть даже ползком и где невозможно ни сесть, ни лечь — столь она мала. От многодневных стояний на молитве ноги преподобного отекали так, что покрывались язвами. Первый жизнеописатель его, ученик и преемник в игуменском послушании, Доси-фей, был свидетелем того, как однажды, во время моления преподобного Иова,