034. Свято-Почаевская Лавра, страница 8

034. Свято-Почаевская Лавра, страница 8

пршрньш ж н тмхй потвш

Два великих подвижника особо почитаются в Почаеве. Оба были дарованы в моменты тяжелых испытаний, когда требовались большая сила духа и твердость веры, и воссияли на горе Почаевской немеркнущим светом святости.

тгшшн

Тропарь преподобному Иову Почаевскому, глас 4

Возложь на ся йго Христово от юности, преподобие отче Иове, многолетне свято подвизался есй на поприще благочестия во обй-тели Угорницкой и на острове Ду-бенстем, и пришёд к горе Почаевской, знаменанной цельбоносною стопою Пресвятыя Богородицы, в тесной пещере каменней богомыс-лия ради и молитвы многократно заключался есй, и благодатию Бо-жиею укреплялся, мужественно потрудился есй на пбльзу обители твоея, купно же и протйву врагов Православия и благочестия хри-стианскаго, и наставив сйцевому ополчению иночествующих, победители тех представил есй Владыце своему и Богу: Того молй спастйся душам нашим.

Постоянная монашеская жизнь на Почаевской горе началась в тяжелую эпоху насаждения униатства на этих традиционно православных землях. Почаевскому монастырю суждено было оказаться в унии, став базилианским, — что было обусловлено его местонахождением. Но, пробыв в унии чуть больше века, Лавра вернулась в лоно православия, став прекрасным украшением ожерелья православных монастырей.

Немалая заслуга в ее приверженности православию принадлежит первому из известных настоятелей обители — преподобному Иову.

Родился он в 1551 году близ города Коломыи, в местности меж Карпатами и Днестром, называемой «Поку-тье», в благочестивой семье Ивана и Агафьи Железо. В крещении наречен был Иоанном и с ранних лет, подобно многим святым, проявил стремление к уединенной молитвенной жизни. Не достигнув еще десяти лет от роду, оставил Иоанн отчий дом, удалив

Преподобный Иов, игумен Почаевский. Фрагмент росписи при подъеме на хоры Троицкого собора.

шись в ближайший Угорницкий монастырь, куда поступил послушником. Прозорливый игумен сразу признал воина Церкви в мальчике, старавшемся «угодить каждому из наименьших монастырских работников», и, видя его кротость и смирение, уже в двенадцатилетнем возрасте постриг в монашество с именем Иов.

По смирению своему инок Иов очень долго отказывался от принятия священного сана, и во священника был рукоположен лишь к тридцати годам; причем вскоре после этого принял и великую схиму, с которой вернулось прежнее имя — в память святого Иоанна Предтечи. Но в святцах остался он преподобным Иовом, и память его, помимо преставления и перенесения мощей, празднуется вместе с Иовом Многострадальным 19 мая по новому стилю.

Во второй половине XVI века одним из основных православных просветителей в Польско-Литовской Руси был знатный и весьма влиятельный польский князь и воевода Константин Константинович Острожский, как раз искавший деятельных и толковых людей для укрепления Православной Церкви. Прослышав о подвигах и добродетелях Угорницкого подвижника, он попросил перевести преподобного Иова в Дубен-ский Крестовоздвиженский монастырь, где сам Острожский был ктитором. Вскоре здешние иноки избрали преподобного Иова своим игуменом.

Около двадцати лет выпало преподобному настоятельствовать в Дубен-ской обители. С целью религиозного просвещения православных завел он в монастыре искусных переводчиков и писцов, придавая особое значение распространению книг среди православного люда. Понятно, что без сове